Интересы — общие, цели — конкретные

По вопросу о роли и перспективах развития Содружества Независимых Государств сегодня существует предостаточно мнений, оценок и комментариев. Противоречивый, порой прямо противоположный их характер лишний раз подчеркивает, что за 15 лет существования Содружество не исчерпало свой интеграционный потенциал. Безусловно, не все заявленные цели достигнуты, немало и проблем накопилось во взаимоотношениях между бывшими союзными республиками. Но сегодня очевидно и другое: в судьбе СНГ рано ставить точку. При разумном подходе к реформированию данной организации она, несомненно, еще сыграет свою скрипку. Об этом говорили и участники состоявшейся в Минске двухдневной международной научно-практической конференции по вопросам дальнейшего развития СНГ.

Что имеем — сохраним
Тот факт, что создание Содружества Независимых Государств ослабило дезинтеграционные процессы и смягчило многие негативные последствия распада Советского Союза, сомнений, кажется, уже не вызывает. В активе Содружества сегодня есть главное: налажен многосторонний диалог между странами на всех уровнях для обсуждения и выработки общих подходов по важнейшим вопросам экономической, политической и социально-культурной жизни. Как подчеркнул на конференции вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков, благодаря СНГ сохранено управление хозяйственными комплексами на межгосударственном уровне, пусть даже в режиме консультаций и рекомендаций, осуществляется межведомственное сотрудничество, обеспечивается преемственность в управлении крупнейшими отраслями и сферами экономик стран-участниц. Все это способствует развитию рыночных экономик, соответствующих инфраструктур и содействует ускорению интеграции с мирохозяйственной системой.
В самом деле, сколько бы ни критиковали сегодня СНГ, от фактов никуда не денешься. А они таковы: Содружество занимает в настоящее время лидирующие позиции в европейском регионе по темпам экономического роста. По информации председателя Исполнительного комитета — исполнительного секретаря Содружества Владимира Рушайло, в 2005 году прирост ВВП по сравнению с 2000 годом в среднем по СНГ составил 10,9 процента.
Взаимный товарооборот между странами СНГ за пять лет вырос более чем вдвое и составляет нынче порядка 142 миллиардов долларов в год. На конференции было отмечено, что в настоящее время на всем пространстве СНГ действует режим свободной торговли. В свободном обращении находятся товары почти 12 тысяч товарных позиций. И лишь по 27 из них есть тарифные изъятия. По словам Владимира Рушайло, для создания единого экономического пространства на просторах СНГ есть все необходимые условия. Прежде всего это самодостаточный внутренний рынок, оптимальная численность населения (около 300 миллионов человек) и наличие природных ресурсов.
Вот почему позиция белорусского государства однозначна: СНГ необходимо сохранить и максимально использовать для укрепления взаимовыгодных контактов. Что касается реформы СНГ, то она не должна сводиться к механическому сокращению штата и урезанию полномочий структур Содружества. Главная задача — повышение эффективности действующих органов и поиск новых направлений интеграционного взаимодействия.
Приоритеты партнерства
Впрочем, что касается новых направлений сотрудничества, то, как показала дискуссия, здесь нет смысла изобретать велосипед. Сферы взаимодействия продиктованы реалиями современной экономики, глобализацией и сложившейся геополитической обстановкой.
Представитель Группы высокого уровня по вопросам повышения эффективности СНГ (так называемой “Группы мудрецов”) Токмухамед Садыков полагает, что наиболее принципиальным для всех стран—участниц интеграционного процесса является сотрудничество в сфере безопасности, развитие единых транспортных коммуникаций, интеграция в гуманитарной сфере.
Не секрет, что преступность сегодня приобретает транснациональный характер и все чаще берет на службу достижения высоких технологий. Противопоставить этому можно только согласованные действия правоохранительных ведомств и спецслужб всех стран. Как отметил представитель Совета министров внутренних дел государств—участников СНГ при исполкоме Содружества Иосиф Кучинский, приоритетной остается борьба с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, преступлениями в сфере экономики. В 2005 году Бюро по координации борьбы с оргпреступностью координировало деятельность 300 оперативных групп МВД стран СНГ. В результате было раскрыто 259 особо опасных и тяжких преступлений.
Реальную угрозу странам СНГ создает незаконная миграция. По официальным данным, в настоящее время в странах Содружества насчитывается от 6 до 8 миллионов незаконных мигрантов. Излишне говорить, какую серьезную угрозу представляют они для политической и экономической стабильности всех государств.
Одним из самых востребованных в СНГ является сотрудничество в военной сфере. В качестве примера можно привести Объединенную систему противовоздушной обороны. По словам секретаря Совета министров обороны государств СНГ Александра Синайского, в ней задействовано 10 стран. По сути, это первая, реально существующая многосторонняя оборонительная система СНГ, позволяющая эффективно решать задачи по охране воздушных рубежей наших государств, осуществлять совместный контроль за порядком использования воздушного пространства, взаимное оповещение и предупреждение воздушного нападения, а также действия по его отражению.
Ставка на инновации
Само собой, рисовать картину сотрудничества лишь в радужных тонах никто не собирается. Несмотря на определенные успехи, экономика СНГ, по большому счету, функционирует ниже своих возможностей и не столь эффективна, как хотелось бы. Судите сами: обладая 5 процентами численности населения планеты, 10 процентами мирового промышленного потенциала, 25 процентами запасов природных ресурсов, Содружество занимает в мировом объеме торговли всего 2 процента. Председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович объясняет это тем, что страны Содружества и их хозяйствующие субъекты в большинстве своем пока продолжают оставаться вне стратегических альянсов, создаваемых транснациональными корпорациями. Потому у нас нет доступа к банку новых знаний, нам приходится “вариться в собственном соку” или в лучшем случае заимствовать у западных стран далеко не новейшие производственные технологии, констатировал ученый.
При сохранении такой ситуации революционные прорывы мирового значения в области нанотехнологий, биотехнологий, информационных, телекоммуникационных и других направлений могут произойти без участия стран СНГ. Это означает, что наши предприятия потеряют свою конкурентоспособность на мировом рынке высокотехнологичной и наукоемкой продукции и будут вынуждены строить свои производственные связи с промышленно развитыми странами только на основе торговли низкотехнологичными товарами и сырьем.
Чтобы не допустить этого, говорит Мясникович, необходимо принять незамедлительные меры по развертыванию инновационной деятельности в странах Содружества. В частности, он предлагает создать общий фонд для финансирования инновационных разработок. В качестве положительного примера такой работы докладчик привел программы Союзного государства Беларуси и России, финансируемые из союзного бюджета. Реализуются они в сферах космических исследований, суперкомпьютерных технологий, микроэлектроники, дизельного машиностроения и других. К примеру, в результате реализации союзной программы “СКИФ” был осуществлен выпуск 16 образцов кластерных суперкомпьютеров с пиковой производительностью в диапазоне от десятков миллиардов до нескольких триллионов операций в секунду.
Вообще, что касается гуманитарной сферы, то сотрудничество в данном направлении выглядит не менее впечатляюще. Напомним, что в прошлом году страны СНГ подписали декларацию о гуманитарном сотрудничестве, а затем — договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества. На конференции Владимир Рушайло проинформировал, что подготовлена к рассмотрению программа взаимодействия в области образования на 2006—2010 годы. В ходе ее реализации будут приняты межгосударственные нормативно-правовые акты по сотрудничеству вузов, обмену студентами и преподавателями между странами СНГ.
Как видим, потенциал и перспективы Содружества весьма существенны. Есть тесные связи, договоренности, контакты, есть ресурсы, наработки, идеи. Можно ли все это проигнорировать, зачеркнуть по доброй воле? Вопрос, думается, риторический. Выгоды от наращивания и реализации интеграционного потенциала наших стран в условиях глобализации весьма очевидны. И неважно, в каком формате это будет происходить.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter