Лукашенко удовлетворен противодействием Правительства санкциям

Интересы людей и экономики — приоритет

Против Беларуси развязана гибридная война, цель которой — устранение конкурента. Правительство эффективно противостоит санкциям и давлению. О чем еще говорил Президент на совещании о противодействии санкционным мерам

В санкциях — хорошего мало. Но это одновременно и шанс найти новые резервы роста, на которые в другое время, возможно, и внимания не обратили бы. Судя по показателям работы экономики в этом году, Правительству удается найти эффективные контринструменты. Растут и ВВП, и экспорт. Александр Лукашенко призывает не снижать темпов, а также позаботиться о людях:
— Как мне Премьер-министр докладывает, и в Правительстве нет никакой драмы. Настрой на противодействие санкциям мне нравится. Так мы и должны работать… Нам надо сделать все, чтобы простые семьи и трудовые коллективы ни в коем случае не пострадали из-за наших беглых предателей и их западных спонсоров-кураторов, бегающих по Европе и Америке и вымаливающих санкции против Беларуси.

Народный выбор

Президент отметил: сегодня уже никто не сомневается, что основной целью этого оголтелого шантажа является не борьба за какие-то мифические права человека или пересмотр результатов выборов. Об этом, как подчеркнул Президент, говорят и данные изучения общественного мнения, причем не только белорусскими специалистами:

— Я внимательно отслеживаю СМИ. И в России, и в Америке, и в Европе, и в Беларуси. 
В Беларуси западники провели социологические исследования, в результате которых белорусы однозначно заявили, что никакая Тихановская выборы не вы­игрывала никогда. И признают, что действующий Президент однозначно победил.

Противостоять гибридной войне

Глава государства указал на истинные мотивы санкционного давления:

— Цель — устранить прямых конкурентов, разорить, разрушить ключевые предприятия, удушить в конечном счете нашу экономику. И, если говорить прямым текстом, через закрытие заводов и массовую безработицу загнать людей в нищету, а в лучшем случае вывести их на улицы. Мы этого допустить не можем и не допустим.

Александр ­Лукашенко называет вещи своими именами. Против Беларуси развязана настоящая гибридная война, и экономическое давление — лишь один из ее элементов:

— Сегодня мы говорим об экономической составляющей, об экономическом блоке этой гибридной войны. Гибридная война состоит из противодействия и войны в средствах массовой информации. Вы видите, это самое главное направление воздействия на Беларусь. Это экономическая война. Это политическая война. И по всем другим направлениям. 
Нам нужно не только оперативно и слаженно реагировать на все вызовы, но и активно принимать превентивные меры. 
О чем мы и договорились с Правительством: не ждать декабря, а искать пути выхода из сложившегося положения.

Беларусь на зарубежных рынках ждут

Глава государства напомнил, что у Беларуси открытая экономика:

— Более чем на 60 процентов завязанная на экспорт и внешние рынки.

В этом контексте Александр ­Лукашенко упомянул о прошедшей перед совещанием встрече со специальным посланником Президента Венесуэлы, в ходе которой была высказана решимость сторон провести перезагрузку взаимодействия между нашими странами:

— Мы единодушно заявили о том, что нам надо восстанавливать тот уровень отношений, который у нас был, и значительно превосходить его. Что нас сдерживает? 
Надо подготовить все необходимое для того, чтобы ­Президенты могли в ближайшее время встретиться и застолбить направления нашего сотрудничества. 
Правительству же Глава государства настоятельно рекомендует решительно действовать по всем направлениям:

— Если есть какие-то проблемные вопросы, давайте будем их решать. Мы уже привыкли к разного рода санкциям. Мы не в первый раз с ними сталкиваемся. 
Очередные попытки ограничить и запугать нас оборачиваются против бизнеса и экономики той страны, которая вводит санкции.
В связи с этим Александр ­Лукашенко обратил внимание на то, что негативные последствия от санкций против Беларуси уже почувствовали на себе и страны Балтии, и Польша, и Украина. Глава государства подчеркнул:
— Вы же понимаете, что мы не находимся где-то в углу планеты или региона какого-то. Мы на самом перекрестке, и закрыть страну, которая находится в центре Европы, невозможно. Это безумство. Тем более что мы всегда были надежными партнерами на всех рынках.

Президент ориентирует Правительство на пристальное изучение перспективных территорий:

— Мы особенно внимательно смотрим на Африканский, Азиатский регионы, где живут аж 5,5 миллиарда человек — 70 процентов населения (планеты. — Прим. ред.). А там все хотят кушать, а для того, чтобы кушать, надо иметь технику. У нас и то и другое есть. Да, нынешняя ситуация для нас — вызов. Мы вышли из зоны комфорта или можем выйти. Но в то же время момент открыть новые возможности, мобилизоваться и достичь результата, невзирая ни на какое давление.

В этом ключе в пример Александр ­Лукашенко привел Российскую Федерацию:

— Закрыли, как они подумали, Россию, и Россия, отбросив всякие нюансы, посмотрела на внутренние свои резервы и сделала гигантский шаг вперед. Особенно по тем направлениям, которые уже были еще с середины 90-х годов загублены. Но вместе мы можем больше!

По словам Александра ­Лукашенко, в том числе и об этом шла речь во время телефонного разговора с Владимиром Путиным перед совещанием:
— Мы можем, должны, и Россия готова к тому, что мы вместе будем сотрудничать по всем тем направлениям, по которым нужно для Беларуси. Слово за нами.
По мнению Президента, пока это получается:

— Результаты работы экономики за восемь месяцев ощутимо выше прогнозных цифр. И по объемам производства, и по экспорту, и по доходам населения. Я уже говорил: ключевая задача — сохранить эту динамику до конца года. И это будет огромный успех, если не подвиг.

Председатель Правления Национального банка Павел Каллаур и Премьер-министр Роман Головченко.

Главное — не расслабляться

Александр ­Лукашенко потребовал напряжения по всем направлениям:

— Находятся ли в подобном напряжении руководители министерств и ведомств? Как развернулось Министерство иностранных дел? Есть ли результат от наших посольств и торговых представителей?

Отдельно Президент поинтересовался ситуацией в калийной, нефтяной и авиационной отраслях. На какой стадии договоренности с Российской Федерацией по морским портам и по открытию новых маршрутов? Не забывая и о старых.

— Учитывая, что в Правительстве созданы специальные группы, я попросил бы информировать предельно конкретно и по существу, не вдаваясь в нюансы и подробности. Если необходимо решать вопросы быстро, значит, не должно быть никакой волокиты. Еще раз обращаю внимание всех согласующих органов. Никакой волокиты, все вопросы должны решаться в максимально короткие сроки, — обозначил Глава государства свои требования.

Оптимистичные цифры

Анализируя в беседе с журналистами итоги совещания, первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков также обратил внимание на то, что белорусская экономика сейчас демонстрирует сбалансированное и качественное развитие:
— Три процента рост ВВП — это хороший процент, причем он на сбалансированной основе. Это подтверждает и рост экспорта, который увеличился на 6,5 миллиарда долларов. 
Впервые с 2013 года у нас высокое положительное сальдо внешней торговли — 2 миллиарда долларов. Это прекрасный показатель, не побоюсь этого лирического слова, который формирует ЗВР, стабильность валюты, спокойствие людей за их вклады, нормальную экономическую атмосферу в стране.

Это же касается и тех предприятий, против которых действуют западные санкции. Как отметил Николай Снопков, внешний спрос в этом году высокий:

— Мы оцениваем, что такой уровень внешнего спроса как минимум сохранится и в следующем году. Мы не закрывали предприятия и не вводили локдауны, предприятия были готовы к такому спросу. На данный момент обеспечивается экспорт инвестиционных товаров (товары машиностроения), потребительских (мебель), продовольственных.

Участники совещания первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков, председатель Совета Республики Наталья Кочанова и заместитель Главы Администрации Президента Дмитрий Крутой.

В новом формате

Первый вице-премьер добавил, что эти тенденции должны сохраниться и в ближайший год. В то же время он обратил внимание, что санкции на данную ситуацию также влияют:
— Но не зря мудрая китайская поговорка говорит, что любые кризисы — это возможности. Наши возможности в том, что мы под другим углом смотрим на ситуацию, оцениваем бизнес-процессы, стратегии экспорта, возможности предприятий по приобретению комплектующих. 
В конце концов мы по-другому оцениваем эффективность работы предприятий. Все это создает другую экономическую атмосферу, нацеленную не на процесс (получение валовых показателей), а на результат — на получение прибыли, экспортной выручки и заработной платы.

Николай Снопков считает:
— Санкционная встряска позволила нам переформатировать свое отношение. Повлияла ли она на предприятия? В текущем краткосрочном периоде повлияла, но профессионализм руководителей и министерств позволил грамотно, качественно, гибко из этой ситуации выйти.

Торговля не остановится

Николай Снопков уверен и в стабильных поставках на внешние рынки белорусских нефтепродуктов и калийных удобрений:

— И экспорт калия, и экспорт нефтепродуктов будет осуществляться исходя из экономической целесообразности. Никто не говорит о том, что сейчас экспорт прекратится. Это, я бы сказал, такие психологические заявления в интернете. Бизнес расставит все на свои места. Потребность мирового рынка в этих продуктах расставит все на свои места.

Первый вице-премьер подробнее остановился на калийном вопросе, обращая внимание на то, что в том числе и от белорусских поставок во многом зависит глобальная конъюнктура в этом сегменте:

— Калий, как бы там ни было, напомню, 20 процентов рынка (доля «Беларуськалия» на мировом рынке. — Прим. ред.). И, конечно, обвалить рынок без белорусского калия вряд ли целесообразно и для мировой продовольственной безопасности, и с точки зрения бизнеса как такового. Сегодня уже на споте калий торгуется по 1000 долларов за тонну. Скажите, фермерам, сельхозпроизводителям мира нужна такая цена? И если будет такая цена основных ингредиентов урожая, то какова будет стоимость зерна? Какова будет стоимость сои? Но я думаю, что в конечном счете здравый смысл восторжествует и калий продаваться будет на рынке и дальше.

При этом Николай Снопков напомнил, что долгосрочные контракты на продажу белорусского калия еще совсем недавно заключались из расчета 210—215 долларов за тонну.

kryat@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter