Орнат XVIII - XIX вв., сшитый из фрагментов слуцких поясов, восстановили в Национальном историческом музее

Интересные подробности об орнате

Отреставрированный орнат XVIII — XIX вв. презентуют сегодня в Национальном историческом музее. Неповторимость экспоната в том, что эта деталь праздничного облачения католического священника пошита из фрагментов нескольких слуцких поясов. Спасти орнат, попавший в музей в очень плохом состоянии, удалось благодаря президентскому гранту. Корреспонденты «СБ» встретились с художником–реставратором по тканям Ольгой Коноплевой, в течение нескольких лет занимавшейся восстановлением уникального предмета.

Реставратор Ольга Коноплева восстанавливала ткань орната несколько лет.
Фото Павла ЧУЙКО

Слуцкие пояса в конце XVIII — начале XIX в. стоили настолько дорого, что даже, когда изнашивались, те их части, которые еще возможно было использовать, никогда не выбрасывали. Вот из них и пошит спасенный орнат, а кроме того, декорирован металлизированной тесьмой, что также весьма недешево. Подобный дар мог преподнести священнику богатый меценат.

— Да, это парадное облачение, но все равно его явно носили на протяжении длительного времени, — Ольга Коноплева даже руками в белых перчатках старается лишний раз не касаться потемневшей от времени ткани. — В области центральной колонны из парчи (так называется эта деталь) нити были вырваны. Ткань не то что протерта, а разрушена в тех местах, где орнат сгибался, складывался. Подкладка была жуткого серого цвета, с пятнами плесени. С лицевой стороны больше всего разрушений. Один фрагмент был полностью утрачен.

Труд Золушки — ничто по сравнению с усилиями реставратора, собирающего ткань в буквальном смысле по нитке. Представьте год работы, ежедневное кропотливое шитье с перерывом каждые полтора–два часа, потому что нагрузка на зрение колоссальная. Еще несколько месяцев ушло на закрепление парчи. И ведь прежде чем начать восстанавливать ткань (а реставрации подвергают даже археологические находки), нужно ее очистить:

— Слово «постирать» тут совершенно не подходит. Конечно, все зависит от состояния предмета, его ветхости. Начала я работу с этим орнатом в 2013 году. Был проведен полный демонтаж, выведены пятна, детали мыли в горизонтальной ванне. И единственно возможное — делать волны в воде! Даже пальцами касаться нельзя. Максимум — брать натуральную морскую губку и тихонько макать, чтобы вытянуть побольше грязи. Потом, во время сушки в горизонтальном положении, фрагменты раскладывались по предварительно обрисованным контурам, крепились гвоздиками, чтобы избежать усадки при сушке. И после, с уже сухими деталями, начиналась работа.

В музей уникальный предмет поступил в 2008 году, предыдущий владелец приобрел его в поселке Ружаны еще в 1967–м. В течение 50 лет вещь просто хранилась у прежнего хозяина, более ранняя ее судьба неизвестна. Подобных орнатов, созданных с использованием ткани по типу слуцких поясов, очень мало, причем все они разные. В Национальном историческом музее таких всего три, несмотря на самые большие в Беларуси размеры фондов — 500 тысяч единиц хранения.

Этот орнат займет достойное место в экспозиции выставки «Беларусь: возрождение духовности», которую в историческом музее задумали несколько лет назад, обещает заместитель директора по научной работе Нина Колымаго:

— C помощью музейных предметов мы представим все конфессии, присутствующие в нашей стране, — православных, католиков, старообрядцев, униатов, иудеев, мусульман. Более того, в год 500–летия белорусского книгопечатания мы хотим продемонстрировать часть нашей книжной коллекции, поскольку основная масса рукописных и первопечатных книг — религиозные, создавались они при монастырях. И, наверное, будет знаменательным событием не только для нашего музея, а для культуры Беларуси в целом прибытие на выставку книги Франциска Скорины — пражского издания 1517 года, которого у нас в стране, в принципе, нет. Сейчас ведем переговоры об этом с одним из крупных российских музеев.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 20 (25155). Вторник, 31 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter