«Интересное положение»

Что делать, если оно пугает вашего работодателя?
Что делать, если оно пугает вашего работодателя?

Боюсь, сегодня святая женская миссия — материнство — входит в некоторое противоречие с жесткими реалиями нашего времени. Это вы с замиранием сердца ждете появления на свет малыша, а для кое–кого из начальства такое известие, очень может быть, — не из приятных. По его логике, беременная женщина только тормозит производство. Выжить неугодную и не взять кота в мешке — вот бизнес–план иных руководителей на ближайшее будущее.

Мамам вход воспрещен?

В сентябре прошлого года директор одного из минских магазинов буквально потребовала, чтобы беременная третьим ребенком продавец Жанна Кузнецова (на снимке), одинокая мать, освободила место. Грозила, что иначе уволит по статье за прогул. Та уступила и подписала заявление об уходе, причем без даты. Спохватилась, подала в суд. Но, естественно, проиграла. А в магазин, где работала Жанна, уже приняли новую девушку, у которой в планах детей пока нет...

— По закону, уволить беременную женщину не может никто, даже по истечении контракта, — рассказывает юрист Федерации профсоюзов Беларуси Дмитрий Панкевич. — Более того, рассчитаться с ней нельзя до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет!

Кстати, для беременных и женщин в декрете есть и другие гарантии: их невозможно уволить даже при сокращении штата. Так что все, что остается нанимателю, — применить психологическое оружие: заставить, поднажать, пригрозить статьей, в конце концов. Выход для жертвы в этом случае один — противостоять нажиму. Поддалась давлению, написала заявление об уходе — пеняй на себя.

К слову, чаще всего о нежелании иметь дело с будущими мамами наниматель говорит честно. А вот сами женщины нередко скрывают свое интересное положение. В прошлом году был случай... Тоже в Минске. В больницу на работу пришла устраиваться женщина лет тридцати, мать десятилетнего сына. «Значит, вопрос с пополнением семейства решен», — понадеялся руководитель. Тем более позарез нужен был специалист в лабораторию. Приняли. А через месяц новая сотрудница заявила, что вскоре уходит в декрет. Уверенно и спокойно: место ведь останется за ней. Ну и что, что с точки зрения профессиональной этики здесь не все гладко? Каким теперь калачом главврачу заманивать специалиста, если тот знает, что его в любой момент могут «попросить» – извините, мол, из декрета вышла сотрудница. А это место по закону – ее...

Есть уговор!

Давить на подчиненную в надежде, что она сама уволится, — способ действенный, но жесткий. Чтобы не тратить на него время и нервы, а после не бегать по судам, работодатели изобрели другой метод. Называется «страховка от детей в письменном виде». Чтобы выяснить, не мифический ли это документ, я отправилась в качестве соискателя по первому попавшемуся на глаза объявлению.

Чтобы получить вакансию продавца чулочно–носочных изделий в частном магазине, опыт работы не требовался, зарплату обещали высокую. Я с блеском прошла собеседование. Правда, у меня поинтересовались: с кем живу? а молодой человек есть? В контракте пункт о запрете на беременность отсутствовал. Зато прилагалась бумажка — незаметная, шрифт мелкий. «Обязуюсь в течение года не требовать декретный отпуск» — и место для подписи... Ну ладно, допрос с пристрастием (в Европе такому не в меру пытливому нанимателю грозил бы суд!), но «обязательство»... Юристы в один голос утверждают: заставлять подписывать такой документ неправомерно, требовать его выполнения — тем более. Ведь это самая настоящая филькина грамота! Почему тогда еще не было случая, чтобы кто–то из женщин обратился с «обязательством» в суд или в департамент инспекции труда? Впрочем, если дело и заведут, максимум, что грозит работодателю, — штраф...

Правила выживания

— Вопрос о дискриминации женщин при приеме на работу будет стоять до тех пор, пока существует безграничная власть нанимателя, — говорит начальник юридического управления Министерства труда и социальной защиты Инесса Чистякова. — Отказать молодой девушке при приеме на работу можно по любой причине. А вот доказать, что поводом была именно беременность, невозможно.

Что же остается будущим мамам? Только одно: требуйте бумагу с указанием причин, почему вам отказали в приеме на работу, — тогда у вас будет шанс оспорить это решение в суде. Подписали в сердцах заявление об уходе — ищите свидетелей, иначе суд не встанет на вашу сторону... Но подумайте еще вот о чем: нужно ли отстаивать правду ценой собственного (и уже не только!) здоровья? Может быть, хорошая работа подвернется в другом месте? Будем философами: материнство и не таким карьеру ломало! Например, «шоу–герлз» из девичьих поп–групп «за беременность» продюсеры увольняют до неприличия часто. Анна Седокова и Татьяна Корягина из «ВИАгры», Ольга Орлова из «Блестящих» ушли далеко не по собственному желанию. Теперь их карьера под угрозой, как, впрочем, и многих других пожелавших совместить личное и профессиональное киноактрис, телеведущих и манекенщиц. Начинающих, разумеется. Ведь сложно представить, чтобы из–за своих материнских радостей упустили очередную звездную роль Анджелина Джоли или Джулия Робертс...

Справка «СБ»

В 2006 году в суды было передано 1.463 гражданских дела о восстановлении на работе. Иски удовлетворены лишь по 315 делам — это менее 25 процентов. Но с каждым годом дел о незаконных увольнениях становится больше.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter