Интересная петрушка

Предлагается создать товарную биржу по продаже овощной продукции

В минских магазинах белокочанная капуста продается по 400 — 600 рублей за килограмм. А в хозяйстве «Брилево» Гомельского района точно такую же капусту в торговую сеть готовы отгружать по 200 рублей за кг. Но до недавних пор фуры, везущие овощную продукцию с этого предприятия, в Минск не попадали. Барьеры на пути брилевской капусты исчезли лишь после того, как в дело вмешался Президент.


На недавнем совещании с помощниками и уполномоченными представителями в регионах Президент дал принципиальную оценку локальному протекционизму: «Вся продукция, производимая в стране, должна иметь равную возможность поступать на прилавки магазинов в любом регионе. Местечковый подход отдельных руководителей, стремящихся ограничить поступления товаров из других регионов, должен быть изжит».


В Правительстве нащупывают рыночные механизмы решения проблемы. Чтобы избавить производителей овощей от головной боли, как попасть в чужие торговые сети, предлагается создать товарную биржу по продаже овощной продукции. Через год–два она должна появиться в Минске. Сюда будут свозиться овощи со всей страны. После предварительной подготовки товар появится на аукционе, в котором примут участие оптовики. Если проект окажется успешным, минский опыт будет «клонирован» в областях.


Практика продажи овощей, фруктов, ягод, грибов, свежих цветов etc. через биржу давно обкатана в Европе. Ее перенимают и в России. В соседней стране уже работают специализированные электронные системы. Например, morozim.ru, занимающаяся торговлей таким ликвидным товаром, как замороженные ягоды и грибы. В Беларуси также существует практика биржевых торгов плодоовощной продукцией. На Белорусской универсальной товарной бирже оптовым покупателям предлагаются консервированные огурцы, капуста, солянка, повидло... Правда, торги этими товарами идут не бойко. Возможно, дело опять же в качестве сырья и упаковки. Кстати, в этом отношении биржевые системы открывают перед производителями и поставщиками новые возможности. Прежде чем попасть на прилавок, овощная продукция хранится, упаковывается, перевозится. Целая цепочка производителей оборудования для овощехранилищ, морозильников и холодильников, тары и упаковки работает рука об руку с предприятиями, выращивающими овощи. Но нередко те и другие не могут найти друг друга из–за дефицита информации. Биржа является полезной контактно–информационной площадкой, позволяющей сэкономить время и деньги на маркетинговые исследования и рекламные кампании. Для наших предприятий это особенно актуально, ведь отнесение затрат по исследованию рынка на себестоимость все еще ограничено. Так же как лимитированы и инвестиции в узнаваемость собственной марки.


Впрочем, все это хотя и важные, но детали. Главное же то, что переход торговли продовольствием в биржевое русло должен стать сильным ударом по местничеству. Это явление действительно пустило глубокие корни. И, безусловно, уродует экономику. Вот еще один свежий пример. Продукция минской пивоваренной компании в последнее время активно завоевывает рынок Гродненщины. Но там, как известно, есть собственный производитель пива. И вот после «интервенции» другой марки на исконный рынок этого производителя сыплются во все инстанции просьбы о помощи. Суть которых возвращает нас к известному «держать и не пущать!» Подобные анекдоты из жизни уже не кажутся смешными. Они напоминают заезженную пластинку. Не менее абсурдным выглядит и ведомственный протекционизм, когда предприятию даже вопреки экономической выгоде навязывается определенный поставщик бланочной продукции, топлива, оборудования, инструментов, стройматериалов...


Не сомневаюсь в том, что приглашение торговать по–рыночному встретит тихое сопротивление со стороны отдельных предприятий и ответственных лиц. Кто–то потеряет гарантированный сбыт своей не самой лучшей и дешевой продукции. У кого–то посыплются плановые производственные показатели. Сузятся и возможности для малопонятной с точки зрения здравого смысла торговли по заниженным ценам (как это было, например, с поставками сухого молока на экспорт).


Но если перефразировать сатирика, процветать может либо личный интерес, либо экономика. Одно из двух. Третьего не дано.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter