«Интересная коллекция»

Об этом «Советская Белоруссия» писала 17 мая 1938 года
«Еще и сейчас живут невдалеке от Витебска люди, знавшие лично знаменитого русского художника Илью Ефимовича Репина в период пребывания его в Белоруссии.

У учительницы школы в деревне Старое Село Д.Дернаковой сохранилась большая интересная коллекция снимков, относящихся к пребыванию Ильи Ефимовича в усадьбе «Здравнево» под Витебском. На одном из этих снимков имеется автограф художника».

Лапидарная до невероятия заметка. Просто факт, и никакого комментария, никаких подробностей. Не говоря уж о наглядной иллюстрации.

Эх, иметь бы 68 лет назад журналистам нашей газеты такие же технические возможности, как те, которыми мы располагаем нынче! Какие раритетные снимки мы бы сейчас рассматривали, какие новые, неведанные страницы отечественной истории познавали!..

Но нет у истории сослагательного наклонения. Как нет у газетчиков машины времени, чтобы перекинуть коллегам в прошлый век достойную оргтехнику...

Впрочем, что это я о грустном — ведь есть и хорошие новости. Благодаря энтузиастам, которые, Бог даст, никогда не переведутся в нашей стране, упомянутые в давней заметке редкие снимки частично уцелели.

Впервые я увидела чудесные фотографии в музее–усадьбе «Здравнево», что под Витебском, прекрасным весенним днем 2003 года. Это были первомайские праздники, и музейщики имели полное моральное право меня не пустить в свою дивную обитель. А они не только пустили (установка здесь такая: всячески привлекать туристов, патриотов и краеведов), но еще и гостеприимно все показали. И пригласили приезжать еще.

И я, конечно же, приехала еще не один раз, потому что усадьба оказалась и впрямь легендарной. Легендарной не только потому, что великий русский живописец сотворил здесь немало шедевров: одна «Лунная ночь. Здравнево» чего стоит! Но и по той причине, что во все времена жили люди, знающие цену родной истории. Скромная сельская учительница Дернакова свято сберегала в суровых 30–х годах доставшийся ей фотоархив с кадрами, запечатлевшими Илью Репина. Самого художника к тому времени уже не было в живых. И от здравневской усадьбы тоже практически ничего не осталось: в 1930 году, как только дочь Ильи Ефимовича Татьяна Ильинична Репина–Язева продала семейный очаг и уехала к отцу в Финляндию, дом художника был тотчас же варварски растащен на дрова. Но по–прежнему живы за рубежом наследники живописца. И сельская учительница — старая интеллигентская закваска: считать себя хранителем эпистолярных традиций — пишет им за границу письма. Не боясь за последствия. И передает эстафету таким же энтузиастам сохранения народной летописи, как она сама. Об этом мне рассказала жительница Витебска Евгения Марковна Кичина, которая, собственно, разыскав окрестных старожилов–краеведов, и помогла здравневским музейщикам заполучить в экспозицию чудесную фотоколлекцию.

Репинское «Здравнево» было восстановлено в 1989 году. Так получилось — ненадолго: в 1995 году пожар вновь разрушил его. Но, как птица Феникс, усадьба на рубеже второго и третьего тысячелетий возродилась из пепла и опять принимает гостей. Даже в праздники, когда главными хозяевами здесь считают себя поселившиеся под сенью живописных деревьев совы, шершни и лягушки в пруду. В мае в «Здравнево» чудо как хорошо!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter