Танцевальная площадка объединила некогда враждующие села

Интердеревенцы

ЕСЛИ бы лет пятьдесят назад пузиковские узнали, что я приехала к ним из Тулово, наверняка посмотрели искоса. Шейковские в этом отношении поспокойнее. Может, потому, что находятся от белорусских Виларибо и Вилабаджо чуть дальше — в семи километрах. Давняя вражда трех соседних деревень Зельвенского района, к счастью, уже в прошлом: пузиковские и шейковские невесты усмирили буйный нрав туловских женихов…


Главный гармонист Аркадий ВЕРСТАК с супругой Ядвигой и внуком Димой
 живут в двух шагах от Пузиков.

ТУЛОВО, кажется, вымерло, на улицах — ни души. Безошибочно определяю, что искать местных нужно в садах да огородах. И – первая удача. У одного из домов со стремянки собирает черешню молодица. 

Разговорились. Екатерина Атарик в Тулово уже седьмой год, и сегодня она единственная многодетная мама на всю деревню. Воспитывает троих детей. Дома ни одного не оказалось: старший с дядей уехал рыбачить в Карелию, средняя ушла в турпоход, а самый младший — в детском оздоровительном лагере. Мама, как водится, на хозяйстве:

— У нас две коровы, огромный огород, сад, так что с утра до вечера справляюсь, а детям после школы и отдых нужен. 

— А много ли детворы в Тулово?

— Да по пальцам пересчитать – всего в нескольких домах. В деревне сплошь старики остались. Мы-то сами приезжие, дом тут купили.

Председатель Туловского сельсовета Татьяна УМАР

По соседству с Атариками живет и староста деревни Мария Жук. Как оказалось, тоже нездешняя, вышла замуж за местного парня:

— В августе уже 37 лет будет, как перебралась в Тулово. Тогда деревня жила — тут и центр сельсовета был, и хозяйство, и библиотека, а теперь только магазин остался…

— Смотрю, приезжих у вас тут хватает.

— Хлопцы замуж девок звали – вот те и ехали. Невест по всей округе искали, — вступает в разговор супруг Марии Борис Иосифович. — Да и сами туловские некогда переселенцами были. Раньше жили все около Пузиков, а тут, где теперь деревня, их земли были. Каждый день приходилось за два километра на работу ходить. Потом пан Пачобут, в чьих владениях была местность, приказал переселиться сюда. Мой прадед в числе первых тут построился, отец здесь родился, я, наши дети…

Кто знал, что такое переселение обернется потом враждой. Пузиковские и туловские друг с другом долгое время были на штыках. Напряженное время отчетливо помнит старейшая жительница Пузиков Вера Лукьяновна Кукла:

Многодетная мама Екатерина АТАРИК из Тулово.

— Корову невозможно было выпасти! Если перейдет на туловское пастбище, то те выкуп требовали — два злотых или два пуда ржи. Почему враждовали? Объяснить этого никто не мог, но противостояли упорно – в клубе танцевали в противоположных углах, на току выстраивались у разных стен.

— А Шейки?

— Им было проще – они дальше. По крайней мере, из-за скотины с ними споров не было. Как сейчас бы сказали: Шейки держали нейтралитет. 

Вся вражда закончилась, когда начались свадьбы. В Тулово женихов много было, а Пузики и Шейки оказались богатыми на невест. Вера Лукьяновна принялась считать:

— У Романовских семь девчат, у их соседей – пять, у Музыкантовых – три… Нас две — и сестра потом в Тулово замуж вышла. А все из-за того, что построили на колхозном дворе площадку для танцев. Приезжали туда все — и туловская, и шейковская, и наша молодежь. Сразу делили-делили мы эту площадку, а потом и перестали. Так вражда и закончилась, зато семьи появились. Дети уже не конфликтовали — мама ведь из Пузиков, папа из Тулово. А внуки и подавно все свои.

Что интересно, не последнюю роль сыграл в создании интердеревенских семей еще один населенный пункт с интересным названием. Деревня Кресла находится буквально в двух шагах от Пузиков, и живет в ней человек, отыгравший на гармошке чуть ли не на всех свадьбах в округе! Аркадий Иванович Верстак сразу огорошил: 

— А я знал, что вы придете. Сам хотел в газету обращаться — мы с супругой Ядвигой уже 57 лет вместе. Поздравить думал…

Пока хозяин ходил в дом за гармошкой, разговорилась с его дочерью Валентиной, которая приехала вместе с супругом и сыном погостить в деревню:

— Родители у нас золотые — мама швеей работала, так петли славно делала, что и оверлок не повторит. А папа трактористом был, потом кузнецом — все мотыги в деревне его руками сделаны. Пятерых детей вырастили! Теперь у них уже шестеро внуков и трое правнуков.

— И всех на гармошке играть научу, — выходит из дому Аркадий Иванович и заводит польку. – И прадед мой играл, и отец, и сыновья. Какая жизнь без музыки.

— А свою жену где встретили?

— В своей деревне супругу выбрал. Она с одного конца Кресел, я – с другого. И не ошибся с выбором — не каждая семья столько вместе проживет…

После кресел направляюсь в Шейки — до них около семи километров. Подвезла председатель Туловского сельсовета Татьяна Умарова. Она чуть ли не каждый день свои владения объезжает.

— А как иначе? Сама слежу, чтобы везде порядок был, — говорит Татьяна Георгиевна. 

У Шеек свои особенности — хуторская застройка. Дома «посажены» далеко друг от друга. На одном из участков убирают траву.

— Как дела, Софья Николаевна? — интересуется председатель у хозяйки подворья.

— С утра в работе. Вот скосили делянку у дома, чтобы красиво было…

— Корове сено пойдет? – подключаюсь к разговору и я.

— Не держим теперь, так сгребу. Вы узнайте, может, хозяйство заберет? Косили, сушили ведь – не пропадать же…

— Обязательно уточню, — пообещала председатель.

Мы объехали всю деревню — длинная, вытянутая… Настоящая шея! По дороге Татьяна Умарова останавливала машину еще у нескольких домов — поговорили «за жизнь» с супругами Леонидом и Яниной Петруть, Марией Калютой… Признались: ждут приезда внуков, соскучились без них.

Узнала я и то, откуда пошли необычные названия этих населенных пунктов. Тулово, рассказывали, «притулило» многих приезжих, а две улицы в деревне расположены, как буква «Т». Пузики именуются так из-за плодородной и холмистой земли — хоть и пузатая, но богатая. А Шейкам название дала фамилия Шейко, которая там нередко встречается и сейчас. 

borisovez@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter