Интер-НЕТ районного масштаба

Хорошее дело, в Сингапуре есть что изучать. Согласно докладу ООН в области электронного правительства за 2012 год, это островное государство обогнало все страны мира, включая США. Сегодня здесь внедрено более 1600 электронных услуг, которые охватывают все сферы общественной жизни и взаимодействия человека с государством.

В ПОНЕДЕЛЬНИК пресс-служба МИД распространила сообщение о том, что Беларусь изучает опыт Сингапура по развитию электронного правительства

Хорошее дело, в Сингапуре есть что изучать. Согласно докладу ООН в области электронного правительства за 2012 год, это островное государство обогнало все страны мира, включая США. Сегодня здесь внедрено более 1600 электронных услуг, которые охватывают все сферы общественной жизни и взаимодействия человека с государством.

Конечно, нам пока что до Сингапура — как до Луны, особенно на районном уровне. Если республиканские и региональные органы еще пытаются внедрять IT-технологии, хотя и здесь проблем хватает, то чем ниже звено управления, тем меньше Интернета.

ООН определяет электронное правительство как «постоянное улучшение отношений между частным лицом и государственным сектором посредством экономически эффективного и действенного предоставления услуг, информации и знаний».

И выделяет пять категорий веб-присутствия государства в жизни общества: появление — расширение — взаимодействие — транзакции и полная интеграция. Так вот, по терминологии ООН большинство наших местных органов власти, если не все, находятся на первой, самой низшей ступени своего электронного развития. Да, они появились в Сети, но их присутствие во многом формально. Интернет-сайты большинства райисполкомов мертвы и статичны, они не предполагают ни отношений, ни взаимодействия с обществом. В основном это визитные карточки районов, сделанные под копирку. Какую-то информацию они содержат, но очень далекую от целей электронного правительства. Тем более что даже эта минимальная информация зачастую неактуальна.

Чтобы не быть голословными, заглянем на сайты райисполкомов, к примеру, Витебской области. Несмотря на то что с момента выборов в местные Советы пошла уже третья неделя, почти везде в разделе «Власть» — списки депутатов райсоветов предыдущего 26 созыва, хотя после 23 марта они значительно обновились. Могут сказать, что не везде еще прошли организационные сессии. Но это не аргумент, если воспринимать Интернет как постоянно обновляемый источник информации, а не как что-то аморфное. Кроме того, в ряде районов сессии уже прошли. А состав райсоветов остался тот, который прекратил свои полномочия.

Вообще, устаревшей информации на сайтах много. Такое ощущение, что районная вертикаль туда просто не заглядывает. Выполнили полученное когда-то поручение, заплатили за создание интернет-ресурсов и забыли. Или дело в чем-то другом?

«За январь—декабрь 2012 года в сельскохозяйственных организациях надоено 27,6 тыс. тонн молока, что на 4,8 процента больше уровня 2011 года. Средний удой молока от коровы составил 4653 килограмма молока, прибавка 43 килограмма к соответствующему периоду прошлого года», — информирует сайт Лепельского райисполкома.

«В отрасли животноводства на 1 октября 2012 года произведено молока 21 тыс. тонн, или 102,6 процента к уровню прошлого года, — рапортует интернет-ресурс Городокского райисполкома. — Удой молока от коровы составил 2942 кг (+61 кг к уровню 2011 года)».

Почему нет информации, как работали в 2013 году, непонятно. Не потому ли, что рапортовать нечем? По данным Национального статкомитета, Лепельский район снизил удой от коровы на 267 килограммов, валовое производство молока составило 99,3, а реализация и вовсе 96,7 процента. В Городокском районе от коровы надоили меньше 2012-го на 131 килограмм, производство и реализацию снизили на 3,4 и 7,1 процента. В результате Лепельский район скатился по надоям на 56-е место в республике, а Городокский и вовсе на 100-е. Понятно, почему молчат местные сайты.

Кстати, с информированностью людей — проблемы повсеместно. Казалось бы, что проще: есть орган власти, есть принимаемые им решения, есть избиратель, который имеет право их знать. И есть Интернет, способный все это объединить. Не получается. Не потому, что сложно, а потому, что не хотим. На всех сайтах есть специальные разделы для публикации решений райсоветов и райисполкомов. Однако пополняются они — хуже некуда. Скажем, последние обновления в Дубровенском, Городокском районах датируются ноябрем—декабрем 2013 года, в Бешенковичском — аж ноябрем 2012 года.

А ведь решения, принимаемые местной властью, затрагивают интересы многих людей. Вспомним хотя бы прошлогоднюю ситуацию с АЧС, когда пришлось принимать ограничительные меры. Негативная реакция населения в ряде мест была вызвана именно отсутствием информации. На сайте Воложинского райисполкома, например, так и не появилось его решение о ликвидации свинопоголовья в частном секторе. Нет там и памятки населению по борьбе с АЧС, хотя профилактика при этой заразе — первое дело. Впрочем, у Воложинского интернет-ресурса вообще нет раздела для публикации решений местных органов. Зачем народ будоражить…

Вычитал в Интернете африканскую пословицу: «Когда меняется ритм барабана, надо менять и движения танца». Нет, не случайно идея электронного правительства дошла даже до черного континента. Ритм современной жизни настолько стремителен и многогранен, что управлять обществом по старинке становится невозможно. Использовать компьютер в качестве пишущей машинки, как это еще бывает в белорусской глубинке, — значит навсегда остаться в прошлом веке.

Анатолий ПРЯНИШНИКОВ, «СГ»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter