Интеллектуалы, выходите из гавани

Как–то, посещая с иностранным дипломатом одну из столичных школ, услышал реплику от директора в адрес иностранного гостя: «Вы так хорошо говорите на русском языке!» Ответ был примерно следующий: «Нас хорошо учили». На мой взгляд, это не только очень точный и лаконичный ответ, но и, самое главное, неустаревающее целеполагание для большинства учреждений образования. Вот только что это значит — учить хорошо сегодня, в современных условиях и, как модно говорить, с учетом современных вызовов?

Принято, и это объективно, что большинство ответов надо искать в науке, ставить задачи ученым и спрашивать у них. Об уважении к исследователям в нашем государстве и больших ожиданиях, экономической отдаче от сферы науки говорит и объявление текущего года в Беларуси — Годом науки. Таким образом, особое внимание к деятельности ученых, к их достижениям, той большой роли, которая возлагается на научное сообщество. Но важно, безусловно, вести разговор и об основных слагаемых успешной деятельности ученых, включая и их качественную подготовку. Вопрос нетривиальный, к нему приковано внимание во многих странах мира, тем более что их экономическое благополучие напрямую связывается с вкладом в мировую науку. Здесь среди лидеров, согласно данным ЮНЕСКО, США — 28,1%, КНР — 19,6% и ЕС — 19,1%. Данные по ВВП расставляют те же страны в следующем порядке: США, ЕС, Китай.

Несмотря на наличие в Европе большого числа престижных университетов, в 2008 году в ЕС был создан Европейский институт инноваций и технологий (Европейский технологический институт), деятельность которого направлена на содействие устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности объединенной Европы. Подчеркнем, что данный вуз пропагандируется как новая модель взаимодействия и синергии науки, образования и бизнеса и продвигается как символ и катализатор развития научно–образовательных и инновационных центров в ЕС. Похожие высшие учебные заведения были созданы в Республике Корея, Китае, Вьетнаме, России.

В 2001 году был создан и Институт подготовки научных кадров Национальной академии наук Беларуси (ИПНК). Для нас Год науки — прежде всего время активной и системной работы по выработанной стратегии развития института. Мы стремимся соответствовать идее, сформулированной великим русским хирургом, естествоиспытателем и педагогом Н.И.Пироговым: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное и без учебного все–таки светит и греет. А учебное без научного, как ни была бы приманчива его внешность, только блестит». Другими словами, мы должны быть заметны и успешны, конкурентоспособны и эффективны. Готовить интеллектуальную элиту, обеспечивая динамичность и устойчивость развития современного молодого независимого государства. Мы нацелены на то, чтобы, следуя образному выражению Президента Беларуси, готовить не просто научных работников, а ученых, «способных на что–то великое».

Наша уникальная специализация — подготовка научных кадров, активная деятельность по обеспечению интеллектуальной безопасности государства. Мы стремимся готовить кадры, которые делают науку не только основой экономики, но и, как недавно подчеркнул Александр Лукашенко, «опорой государственной идеологии». Другая отличительная черта связана с отсутствием шаблонов в научной деятельности. Отсюда и наличие значительного числа степеней свободы в предлагаемых магистрантам образовательных программах, своего рода творческих мастерских, которыми руководят ведущие ученые академии.

Мы сторонники кластеризации образовательных программ в соответствии с парадигмой «Университет 3.0 — наука, образование, инновации» и активные ее исполнители. Наш институт на протяжении многих лет успешно осуществляет системную интеграцию в сферах науки и образования в ходе сетевого взаимодействия с научными организациями. Отсюда и актуальность новой модели вуза «Университет 4.0», где значимо позиционируется сетевое взаимодействие на уровне магистерских и аспирантских программ и непосредственное активное участие ученых в подготовке научных кадров.

Наша «формула» — это те ценности научно–образовательной деятельности, которым мы следуем, — истина, прогресс и ответственность. Еще одно слагаемое — это восприимчивость к инновациям и нацеленность на достижение результата. Наконец, залог успеха и в напряженной творческой работе, на которую мы настроены в Год науки. Мне очень нравится высказывание ученого–математика, автора первого языка программирования, женщины–контр–адмирала, родившейся 110 лет назад, Грейс Хоппер: «Кораблю безопаснее всего в гавани, но он не для этого строился».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter