Интеллектуальное земледелие

К земле, как и к храму, у каждого свой путь. Для бизнес–аналитика минчанина Андрея Титова переезд в деревню — своего рода социальный эксперимент. Своим примером он вместе с женой Анной хочет на практике доказать, что жизнь на селе по всем показателям (экономическому, экологическому, духовному) выгоднее городской.


У Титовых 1 га земли с домиком на хуторе под Раковом около Налибокской пущи. Это их родовое поместье, место их силы и радости. Тем более что уже здесь родился и продолжатель дела — сын Мирослав. До переселения в деревню Андрей всегда считал, что «жить с земли» невозможно. Но когда познакомился с основами пермакультуры, которая, по его мнению, естественным образом заложена в геноме человека, так затянуло, что создал ИП, чтобы высвободить время для обустройства своего хозяйства. И теперь уверен, что при определенных условиях извечная мечта человека «жить для души, не напрягаясь» здесь вполне осуществима. Ведь ты сам — часть природы. Или ты болтаешься между небом и землей и никак не можешь уловить эту гармонию, или счастливо живешь в ней.

Анна и Андрей Титовы

Надо сказать, что человеку, далекому от пермакультуры, все в усадьбе покажется странным. Да и сам Андрей, как он признается, впервые услышав об органическом земледелии от супруги, испытал культурный шок. Зачем же тогда многие мучаются, работая на земле? Шаг за шагом Титовы вышли на пермакультуру, то есть перманентную, постоянную. Один из главнейших ее принципов: максимальное использование возможностей природы, а не переделывание ее под себя. И именно с таким подходом все здесь сейчас и выращивается, и строится.

Надо сказать, что участок условно поделен на 5 зон. Концепция австралийского исследователя и натуралиста Билла Моллисона, одного из основателей пермакультуры, и подтолкнула Андрея на переезд. Она покорила своей правильной организацией пространства. И при этом полная функциональность: все взаимосвязано и все дополняет друг друга.

Очень много органических грядок — и короба Игоря Лядова, и высокие гряды Зеппа Хольцера. Протестировали — понравилось. И все под мульчой.

— Мульча — это наше все! — гордо заявляет Титов и подводит к грядке, укрытой соломой. — Для растений она и питание, и тепло, и влага, и защита от болезней (фитофтора не любит мульчу). А главное, будущий биогумус.

Оказывается, так растет картошка. По весне уложили около 40 см соломы, сделали в ней лунки, бросили клубни, слегка присыпали землей, укрыли соломой и... забыли до осени. Не нужно бороновать, окучивать, пропалывать. Да и полосатых вредителей нет. А как легко и удобно собирать урожай: разгреб мульчу — картошечка лежит чистенькая. Бульба — сильная культура, она пробьется через солому, а сорняки — нет.

ТЕПЛИЦА ПО МИТЛАЙДЕРУ

У входа на участок — необычная теплица с двухскатной крышей, не смыкающейся в области конька. Оказывается, автор узких гряд Джекоб Митлайдер — создатель особого парника. Многие огородники по всему миру уже успели оценить эффективность «американки». Главное ее отличие от обычной теплицы — крыша, разделенная на два уровня, каждый из которых оснащен форточкой для улучшенной вентиляции. Южный скат более пологий, северный — более крутой.

Прогретый воздух не застаивается в верхней части строения. Там расположены фрамуги, через которые выходит теплый воздух, а свежий поступает через дверной проем или дополнительно установленные окошки. Они находятся ниже уровня кровли. Хорошая вентиляция — залог здоровых растений. Застой воздуха и сырость в теплицах часто становятся причиной появления губительных бактерий и вредителей. Отдельно стоит сказать о конденсате. В обычных теплицах он, скапливаясь на укрывном материале, капает на растения и тем самым ускоряет размножение грибковых заболеваний. В борьбе с конденсатом огородники дополнительно натягивают агроволокно или сооружают натяжной потолок. А ведь достаточно всего лишь обеспечить вентиляцию. В теплице Митлайдера вентиляционные форточки ориентированы на юг. Это препятствует появлению внутри теплицы холодного ветра с севера и обеспечивает растениям солнечное тепло и хороший свет. Сама же «американка» располагается строго с запада на восток.

Такая система обеспечивает циркуляцию воздуха, не создавая сквозняков на уровне роста растений. Это благотворно влияет на рост и развитие как огурцов, так и помидоров — любителей открытых пространств. Воздушные потоки, попадая в теплицу сквозь открытые форточки на стенах, наполняют пространство свежим воздухом и необходимым растениям углекислым газом. Горячий воздух, который в обычных теплицах скапливается вверху под пленкой и никак не может ее покинуть даже при открытых дверях, свободно выходит наружу через открытые фрамуги в крыше. Множество форточек, устроенных на разных уровнях, позволяют регулировать степень вентиляции и температуру.

Уникальны и размеры теплицы по Митлайдеру: 12 м в длину, 6 м в ширину и 2,7 м в высоту. Именно такие пропорции обеспечивают оптимальный для растений микроклимат.

Кроме того, при резких колебаниях погоды внутренний температурный режим будет медленнее меняться. Конечно, если площади участка не позволяют, то пропорции можно и уменьшить. Но тогда изменится скорость прогревания и остывания теплицы.

Поскольку все конструкции у «американки» из древесины, то на стенках не образовывается конденсат. Деревянные столбики, которые будут касаться влажной земли, желательно обработать, например, олифой или любым антисептиком. Это увеличит стойкость материала, защитив его от разрушения. Прочность каркаса строения достигается за счет частых балок и большого количества распорок. И такой конструкции не страшны ни сильный ветер, ни град, ни ливень.

Теплица по Митлайдеру — достаточно надежная конструкция, но если вы хотите придать ей дополнительную устойчивость, то поставьте на фундамент из любого доступного вам материала.

Заключительный этап — натяжение пленки. Здесь предполагаются два ее слоя на расстоянии 5 — 7 см один от другого. Такая воздушная прослойка значительно улучшает теплоизоляцию. Закреплять пленку лучше деревянной рейкой, прибивая к каркасу небольшими гвоздями и не заглубляя шляпку. Тогда в будущем будет легче заменить укрывной материал. Северную стену и скат крыши желательно укрыть цельным куском полиэтилена. Это поможет сохранить его целостность при сильных порывах ветра. Если при монтаже использовать не гвозди, а болты или шурупы, то теплицу можно будет легко разобрать и перенести на другое место.

«КУРИНЫЙ ТРАКТОР»

Знаете ли вы, что такое «куриный трактор»? А у Титовых он работает уже который год. Это еще одно ноу–хау Билла Моллисона, который считает, что в хозяйстве вся живность должна работать на урожай. Собака охраняет двор, кошка ловит мышей. А птицы (куры, утки, перепела, гуси, индейки) должны помогать обрабатывать сад и огород.

«Куриный трактор».

На самом деле «птичий трактор» — это маленький переносной курятник (или скорее будка) с маленьким двориком размером с грядку. Поскольку в отличие от обычного курятника в нем нет пола, значит, нет необходимости и чистить его. Чтобы легче перемещать «птичий трактор» по участку, можно сделать его на колесиках. Утром устанавливаете в нужное место, бросаете немного зерна на землю и запускаете туда «трактористов». Их активность просто поражает! Куры начинают расклевывать и теребить наземные части растений, разгребать землю, выклевывая семена сорняков и их корешки. И, естественно, разрыхляя и удобряя почву. Через несколько дней стояния «трактора» на каком–то участке получается готовая к севу грядка. Можно переезжать на новое место.

Не забудьте в «тракторе» установить гнезда для кладки яиц. Обязательна и поилка со свежей водой. Хорошо бы обустроить и какой–нибудь навес, хотя бы с одной стороны. Это спасет живность от непогоды, а в жаркую погоду создаст тень. А еще «куриный трактор» защищает птиц от хищников, а засеянный огород — от них самих.

Птичник с примыкающей к нему теплицей
Пристенный парничок.
  За домом Андрей собственными руками построил большой птичник, где прекрасно уживаются более 100 куриц разных пород. А чтобы забирать яйца, не тревожа птиц на насесте, проделал окошки со стороны двора. И в вольер теперь можно не заходить.

По обе стороны от курятника — пристенные теплички. В них из птичника есть проход, через который в сезон поступает нужный растениям углекислый газ. А поздней осенью и зимой уже куры греются в теплице, заодно копаясь и удобряя. К слову, благодаря эффекту солнечной ловушки последние огурцы Титовы сняли 25 октября.

ГЛИНОЧУРКИ

Джулиана и Мэтью
Все птичники утеплены: когда на улице минус 15, внутри их — плюс 2 — 3 градуса. Единственная проблема — куры при такой температуре не несутся. Надо бы хотя бы плюс 10 — 12 градусов. И чтобы улучшить ситуацию, Андрей решил построить теплый курятник (а заодно и цыплятник). Благо и помощники нашлись: ребята из Франции — Джулиана и Мэтью.

Увлекшись темой экологического строительства, Андрей задумал постройку из глиночурок. Об этом рассказал на сайте «Международные возможности для органических фермеров». Желающих побывать в Беларуси и научиться пермакультурным приемам было очень много — письма шли из Америки, Англии, Марокко, Испании. Но первыми с визами определились французы. В свое время гостили и англичане.

Титов уверен, что строить можно из всего, что есть под ногами. А в технологии глиночурок соединились сразу два привычных для Беларуси строительных материала — глина и древесина. Чурки — это фактически дрова, только очень хорошо высушенные. По–английски глиночурка — cordwood, что и переводится как «поленница». И действительно, основа кладки — обычные дрова. Андрей долго искал и все же нашел у лесника в Гродненской области дом из глиночурок. И по теплопроводности он намного лучше кирпичного.

Из всего разнообразия строительных технологий этот метод возведения домов — самый необычный и интересный. Плюс минимальная стоимость, абсолютная экологичность и впечатляющая долговечность. Технология глиночурки применима к любым видам построек, начиная от курятников, сараев, гаражей, бань и заканчивая двухэтажными коттеджами в стиле кантри. Несущая способность дровяной поленницы, скрепленной глиной, не уступает кирпичной стене. Дрова — достаточно легкий и пластичный материал. Поэтому стенам, сложенным из них, не страшны ни усадка, ни вздыбливание грунта.


Стена из глиночурок.
Строительство дома из дров и глины напоминает кирпичную кладку. Только вместо кирпичей здесь используют поленья, а вместо цементного раствора — саман: смесь глины с песком и резаным сеном или соломой. Деревянные чурки укладывают не вдоль, а поперек стен (как и поленницу из дров). Прочно связывая «деревянные кирпичи», глина обеспечивает стене исключительно высокую прочность и огнестойкость.

Поперечное сечение дров, используемых в кладке, может быть любым, а вот их длина — строго одинаковой. Поленья перед укладкой лучше расколоть, потому что цельные чурки со временем трескаются, открывая влаге доступ вглубь стен. Перед началом работ нужно снять кору и все чурочки просушить под навесом хотя бы месяца два. Чем больше, тем лучше. Влажность должна быть минимальной, поскольку дрова впитают в себя достаточно много влаги из глиняного раствора. Чтобы повысить водостойкость стен, специалисты рекомендуют прошлифовать торцы чурок и обработать их льняным маслом или олифой.

Кроме дров, нужны глина (20 — 30% от объема древесины) и песок (на одну часть глины — две части песка). Песок снижает жирность глины и тем самым уменьшает ее растрескивание. Глина же работает как антисептик. И жучок в таких замесах не заводится. Сено или солома выполняют роль органической «арматуры», снижая интенсивность образования трещин при сушке раствора. Растения придется измельчить до 3 — 5–сантиметровой длины. Обычно в состав добавляют 10 — 15% сухой травяной сечки.
 
Объем воды определяют на глаз, добиваясь, чтобы раствор был достаточно пластичным, но не текучим. Чтобы быть уверенным в качестве материала, слепите шарик, высушите его и бросьте с высоты 1,5 — 2 м. Если разбился, значит, мало глины.

Для кладки подходят дрова любой породы древесины — сосна, дуб, осина, тополь, береза. А вот совмещать их в стене нельзя: разный коэффициент расширения. Из 10 кубов древесины получается 40 кв. м стены толщиной 30 см. Длина дров зависит от климатических условий. Андрей за основу взял 40–сантиметровые чурочки. Еще один важный момент — карниз крыши. Чтобы вода не затекала на стены, он должен быть шириной не менее 80 см.

В таких сооружениях из глиночурок всегда особый микроклимат. Оно и неудивительно. Глина и древесина не только оптимально сочетаются, но и отлично регулируют влажность. В дровяном доме не бывает слишком сыро или сухо и даже в зимнюю стужу очень комфортно.

ОПИЛКОБЕТОН

Но одними только глиночурками эксперименты Титовых не завершились. В том же курятнике несколько стен будут из опилкобетона. В его составе опилки (или стружка), глина, песок и цемент. 30 см стены из такого материала соответствуют по теплопроводности метровой кладке из кирпича.

Опилкобетон был разработан еще в 60–х годах XX века в Советском Союзе и прошел абсолютно все технические и качественные испытания, получив даже стандарт. Благодаря санитарно–гигиеническим показателям опилкобетон — один из оптимальных материалов для возведения стен зданий. Плотность такого стройматериала зависит от соотношения песка и опилок. Чем меньше плотность, тем меньше пошло песка. Теплотехнические свойства при этом улучшаются, а прочность материала уменьшается. Чем больше песка, тем прочнее материал. Также улучшаются его морозостойкость и водонепроницаемость.

В зависимости от состава опилкобетон может быть разным. Для возведения как внутренних, так и наружных стен домов идеально подходит следующий состав: на 200 кг опилок — 150 кг цемента, 350 кг песка, 100 кг извести или глины. В итоге получается плотность 800 кг/м3.

Значительно облегчит замес бетономешалка. Высушенные опилки необходимо просеять через сито с ячейками 10х10 мм. Затем смешать с песком и цементом. После этого добавить глиняное или известняковое тесто и тщательно перемешать. Получившуюся смесь развести водой, добавляя ее понемножку и тщательно перемешивая. Если смесь приготовлена правильно, то при сжатии в кулаке образуется пластичный комок, на котором будут видны вмятины от пальцев, а не выступающие капельки воды.

Опилкобетон надо максимально быстро (в течение 1,5 — 2 часов) использовать, иначе начнет твердеть. Укладывая смесь в форму или сразу заливая в стену, ее надо хорошо утрамбовать, чтобы не попал воздух.

Свою марочную 100–процентную прочность опилкобетон получит через 2,5 — 3 месяца. Доказательством может служить то, что блок не разбивается при падении с метровой высоты.

ПОСАДКИ–СОТЫ

За птичником Титовы намерены разбить лесосад. Это принципиально другой подход к садоводству: растения располагаются ярусами, как в обычном лесу. Эдакий фруктовый лес: яблони, груши, вишни, орехи, абрикосы вперемешку с неплодовыми деревьями. Все растения находятся в симбиозе и могут так существовать долгие годы при минимальном уходе. Плюсы лесосада в том, что плодовые деревья не нужно подрезать: в естественных условиях под сенью высокорослых соседей они сами хорошо формируют крону, а разнообразие видов спасет от массового поражения вредителями и болезнями. Из лесных культур Титовы делают ставку на липу и клен — естественных доминант Налибокской пущи. И будут высаживать лесосад по принципу шестигранных сот (как у пчелок в улье). Каждая сторона — не менее 6 м. При такой посадке деревья практически не будут затенять друг друга.
Многоквартирный скворечник.

Есть на участке и свой лес. Ведь наши предки в XIV — XVII веках не расширяли пашни, тупо изводя леса. В документах учета земельных угодий не просто различаются лес и пашня, но выделяются переложный сенокос, сенокосный лес, пашенный лес, дровяной лес, строевой лес. Основа системы — «сверхсевооборот»: старый лес корчевался, удобрялся золой и становился полем с огромной плодородностью, поле — залежью и сенокосом, потом снова пашней, снова сенокосом и, наконец, сенокос — снова лесом. Весь цикл длился 90 — 100 лет.

По сути, лес входил в сельхозоборот как «средообразующий сверхсидерат». Лесные, речные и земельные угодья рассматривались как единый экохозяйственный симбиоз. В итоге продуктивность и плодородность всех элементов поддерживалась на высочайшем уровне. Вот и Титовы, закладывая лесосад, думают на 30 — 40 лет вперед. Чтобы и преемственность поколений сохранилась, и бережное отношение к экосистеме поместья осталось, когда не надо будет беспокоиться о плодородии почвы.

Пермакультурщики говорят, что любую почву можно восстановить за 7 лет, используя только то, что на ней выросло. Плюс солома и севооборот. Огромное подспорье — и собственный червячник.

Когда в один год из–за сильной засухи на мелиоративных почвах ушла вся влага, Андрей задумался о своей системе водосбора. И сегодня она уже смонтирована. Титов подсчитал, что даже в засушливый год можно (только с крыш!) собрать до 60 тонн дождевой воды.

Сейчас Андрей озадачен созданием валоканав, которые равномерно распределят влагу по участку. Для этого надо проработать перепады высот и в нужном месте сделать запруду, в которую будет стекаться вода со всего участка. Но обязательно надо дно заглеевать. И здесь есть два варианта. После того как будет готов котлован, его надо засыпать мульчой, компостом или навозом, накрыть картоном. Когда все перепреет, поры в почве забьются, и вода не будет уходить.

Второй способ — запустить уток: они прекрасные глееватели. Из всего сделают грязь. И все, что попадает в яму, они перемешивают с грязью. Образуется слой, который и забивает все поры. Вот вам и пермакультурный подход, когда все на всех работают.

Титовы считают, что выращивать свою еду — это все равно что печатать деньги. А еще Анна и Андрей уверены: живое пространство всегда реагирует на человека. На участке была груша–дичка. И хозяйка каждый год говорила ей о том, что ждет от нее вкусных плодов. И вы не поверите, сегодня на ней созревают сладкие и сочные груши!

Растения всегда отвечают на запросы человека. Точно так же и пчелы. Они собирают мед с тех растений, которые будут полезны хозяину. В этом Титовы убедились на собственной пасеке.

Когда уже не думаешь о еде и крове, начинаются творческая самореализация и осмысление самого себя, своей жизни, приходит понимание истинной свободы, формируется иное чувство ответственности за окружающий мир. Горожанину, чтобы съесть яблоко, нужно сходить на работу, заработать, пойти в магазин и купить фрукт, причем непонятного качества. То есть для совершения одного действия нужно сделать несколько движений. А живя на земле, достаточно выйти в сад и сорвать нужный плод.

— Конечно, чтобы создать устойчивую экосистему на такой площади, надо время: подготовить почву, высадить 200 — 300 видов многолетников, чтобы они взаимодействовали друг с другом. По моим подсчетам, 5 — 7 лет, — подводит черту Андрей Титов. — Но когда вырастут все деревья и начнут плодоносить, у наших детей проблем точно будет меньше. В том числе с деньгами. Земля дает большое поле для маневров.
РЕЦЕПТЫ ОТ АННЫ ТИТОВОЙ

• Кабачковая икра (старинный рецепт)

3 кг кабачков, по 1 кг моркови и помидоров мелко покрошить. 1 кг лука обжарить на подсолнечном масле с мукой до золотистого цвета. Все смешать, добавить 4 — 5 ст. л. подсолнечного масла и тушить до готовности. Затем все пропустить через блендер. В смесь добавить 5 ст. л. сахара и 2 ст. л. соли. Довести до кипения, влить 5 — 7 ст. л. 9–процентного уксуса. Разложить по стерильным банкам и закатать.

• Шоколадная алыча

Перезревшую мягкую мелкую алычу сварить с сахаром (1:1), как обычное варенье. Затем на 1 л смеси добавить по 1 ст. л. с горкой какао. Проварить еще 5 минут. Разлить по банкам и закатать.

Необыкновенно вкусным получается и вишневое варенье, приготовленное аналогичным способом.
(8–017) 287–19–31

nvt–09@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter