Интеллект как движущая сила

В XXI веке общество вступило в информационную эпоху, которая требует принципиально иного уровня знаний и современной методологии их применения.
В XXI веке общество вступило в информационную эпоху, которая требует принципиально иного уровня знаний и современной методологии их применения. Особая роль здесь принадлежит фундаментальной и прикладной науке, которая не только первая откликается на требования времени, но зачастую сама эти требования и формирует. Сохранив научные школы, государство столкнулось с другой проблемой: как сделать, чтобы хорошо обученные научные кадры не уезжали работать в другие страны, а были востребованы дома. Иначе через некоторое время интеллектуальный продукт, произведенный нашими лучшими умами, мы будем вынуждены покупать на Западе.

Чтобы наша отечественная наука развивалась и соответствовала уровню поставленных перед ней задач, государство создало современную правовую базу для защиты интеллектуальной собственности. Так, в течение последних лет национальный парламент принял ряд законов "О научной деятельности", "Об основах государственной научно-технической политики", "О Национальной академии наук Беларуси", "Об авторском праве и смежных правах", "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы" и другие. Кроме того, возобладала здравая точка зрения о том, что нельзя рушить существующую структуру Национальной академии наук, нельзя бездумно копировать западные образцы, что передача академических институтов различным учреждениям и организациям просто-напросто уничтожит белорусскую науку. Ну а благодаря тесному сотрудничеству нашей парламентской комиссии с руководством НАН и Комитетом по науке и технологиям в принятом на текущий год бюджете страны существенно увеличены ассигнования на развитие науки. Это позволит повысить зарплату ученым, решить многие иные насущные проблемы.

Наша комиссия продолжает работать над поиском возможных вариантов законодательного обеспечения в области материального стимулирования труда ученых-гуманитариев. Ведь экономический эффект от их деятельности просчитать значительно сложнее. К слову, по настоянию депутатов нашей комиссии уже исправлена ситуация, когда представителям научных кругов, соединяющим научную и преподавательскую работу, в конце года было необходимо собирать справки о совокупном налоге и заполнять налоговую декларацию.

Как неоднократно отмечалось Президентом, самый эффективный и современный путь развития отечественной экономики - инновационный. Общественные отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности, в определенной мере регулируются действующим законодательством. Это Указ Президента "О мерах государственной поддержки отраслевой науки", постановления Совмина "О создании Белорусского инновационного фонда", "Об утверждении Положения о научно-технологическом парке" и т.д. Однако данное законодательство не носит стимулирующего характера для субъектов инновационной деятельности. Между тем анализ ситуации в стране показывает, что инновационная деятельность в научно-технической сфере достаточно низка. Бюджетных ассигнований недостаточно, да и используются они зачастую просто неэффективно, а механизмов, которые обеспечивали бы максимально короткий срок для освоения разработок, нет. Законотворчество в научно-инновационной сфере должно иметь системный характер. Поэтому по инициативе автора этих строк и депутатов В.Здановича и В.Делендика недавно был разработан принципиально новый законопроект "О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь".

Разработчики документа убеждены, что инновации сегодня - это не только технические новшества, социальное и научное проектирование, но и интеллектуальные прорывы во всех сферах общественной жизни. И новый законопроект может стать тем основополагающим, системообразующим документом для этой сферы, в котором четко сформулированы цели, задачи и принципы государственной политики в области инновационной деятельности и т.д. В законопроекте многие статьи имеют характер прямого действия. К примеру, в ст. 20 содержится положение о том, что "субъект инновационной деятельности выплачивает автору денежную сумму в размере 15 процентов от первых ежегодных сумм поступлений, полученных от внедрения изобретения, полезной модели, промышленного образца в гражданский оборот". А статья 16 предусматривает, что "необходимые для выполнения заданий инновационных программ, инновационных проектов сырье, оборудование, комплектующие, которые не производятся в Республике Беларусь... при ввозе в период выполнения программы, проекта, освобождаются от уплаты таможенных пошлин".

В части стимулирования инновационной деятельности предусматривается снижение ставок налогов на прибыль и на добавленную стоимость, местные налоги для субъектов инновационной деятельности, выполняющих задания программ и проекты этой сферы, и инновационных предприятий сроком на три года с начала реализации инновационного продукта и (или) продукции. Средства, которые при этом высвобождаются, начисляются на спецсчет субъекта инновационной деятельности и используются им исключительно на проведение научных исследований и разработок, развитие материально-технической базы, подготовку и переподготовку кадров.

Принятие и реализация этого документа позволит существенно повысить материальное стимулирование труда наших ученых, сократить путь инноваций от научных лабораторий к производственным цехам. А еще это поможет закрепить творческие кадры, дав им альтернативу зарабатывать деньги дома и не стремиться за "длинным рублем" в западные страны.

Данный законопроект в настоящее время направлен на согласование в различные инстанции, и очень надеюсь - уже на нынешней весенней сессии будет рассмотрен в первом чтении Палатой представителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter