«Интеллект — достояние Белкоопсоюза, которое надо приумножать»

Директор «НИИ Белкоопсоюза» Геннадий Германович - о приоритетных направлениях развития кооперативной науки

Директор учреждения «НИИ Белкоопсоюза» Геннадий Германович (на снимке) о приоритетных направлениях развития кооперативной науки

— На недавней встрече с представителями отечественной и зарубежной научной общественности, которая состоялась по случаю 80-летия Национальной академии наук, Президент Беларуси Александр Лукашенко особо подчеркнул, что интеллект – главный ресурс страны. Думаю, эти слова имеют прямое отношение и к научному учреждению, которое вы возглавляете.  На ваш взгляд, Геннадий Васильевич, в какой мере востребован творческий потенциал флагмана кооперативной науки?

— По моему глубокому убеждению, интеллект – это достояние Белкоопсоюза, которое надо всячески приумножать. Наивно полагать, что в эпоху инновационных технологий можно преуспеть, только опираясь на практику. Наука, образно говоря, и есть тот локомотив, с помощью которого можно вытащить весь народно-хозяйственный комплекс из трясины мирового финансово-экономического кризиса. Поэтому не случайно глава государства связывает новые возможности для экономического роста и социального развития прежде всего с интенсификацией научной деятельности.

Для флагмана кооперативной науки, каким, как вы верно заметили, по сути, является наш НИИ, было очень важно четко определиться с приоритетами, чтобы получить на выходе высокоэффективный и востребованный научный продукт. Думаю, нам это удалось. Находясь, что называется, на переднем крае интеллектуального фронта, ученые потребительской кооперации вносят весомый вклад в обоснование современных путей развития Белкоопсоюза. В этом смысле плодотворным был минувший год – учреждением «НИИ Белкоопсоюза» выполнены научно-исследовательские работы по десяти темам. Причем, обратите внимание, по трем прошлогодним темам институт выиграл тендеры в конкурентной борьбе с другими сторонними организациями.

Среди наиболее значимых для Белкоопсоюза такие темы, как разработка нового организационно-экономического механизма функционирования розничной сети потребительской кооперации Республики Беларусь, приоритетных направлений инвестиционной деятельности системы потребительской кооперации на период до 2015 года, концепции научно-идеологического и правового обеспечения развития потребительской кооперации, перспективной модели развития звероводческого хозяйства потребительской кооперации и другие. Отмечу, что результаты научно-исследовательских работ были использованы при подготовке программных и методических документов аппарата Белкоопсоюза. Кроме того, сотрудники института ведут постоянную консультационную и внедренческую работу. В 2008 году, в частности, наши научные разработки внедрялись на таких крупных объектах Поставского райпо, как хлебозавод и колбасный цех, на объектах придорожного сервиса Докшицкого и Наровлянского райпо, сельского туризма – Речицкого и Логойского райпо.

В октябре минувшего года НИИ Белкоопсоюза провел международную научно-практическую конференцию. Участие в ней, наряду с сотрудниками нашего института, приняли также преподаватели и аспиранты Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, Института предпринимательской деятельности, Белорусского государственного экономического университета, представители проектного центра KF (Швеция), Брянского филиала Российского университета кооперации, Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации и другие ученые, в том числе из стран дальнего зарубежья.

— Хотелось бы узнать, Геннадий Васильевич, какое место в научных разработках института занимает прикладная тематика?

— Вы имеете в виду методическое обеспечение бизнес-планирования в системе потребительской кооперации? Наряду с фундаментальными исследованиями, это одно из основных направлений работы НИИ Белкоопсоюза. Непосредственно институтом, например, осуществляется разработка бизнес-планов по наиболее важным проектам, значительная часть которых проходит согласование в Министерстве экономики и Совете Министров Республики Беларусь. В целом же в минувшем году было разработано 32 бизнес-плана и оказано 18 платных консультационных услуг. Как правило, при подготовке бизнес-планов предусматривается проработка технологических решений для предприятий потребительской кооперации. Они включают подбор технологического оборудования, сопровождение проекта на этапе проведения тендера по закупке оборудования, разработку и согласование ассортимента продукции, производственной программы.

Помимо сопровождения конкретных реализуемых проектов, институтом прорабатываются перспективные направления организации новых и реконструкции существующих производств в системе потребительской кооперации. В частности, были подготовлены предложения по современным методам переработки и хранения овощей и фруктов, по переработке ПЭТ-отходов, производству тары и упаковки, сухофруктов, сухого картофельного пюре и полуфабрикатов из картофеля, новых видов холодильных витрин, термомодифицированной древесины, сайдинга, постформинга и ламината. Эти вопросы изложены в брошюре «Перспективы развития новых видов деятельности в системе потребительской кооперации Республики Беларусь», которая разослана в кооперативные организации.

— Белкоопсоюз располагает разветвленной сетью ведомственных учебных заведений. Тем не менее кадровая проблема стоит достаточно остро, а уровень подготовки некоторых выпускников учреждений образования не всегда удовлетворяет их работодателей. Может ли НИИ Белкоопсоюза как-то повлиять на эту ситуацию?

— Не только может, но и постоянно этим занимается. Методическое обеспечение подготовки кадров в колледжах потребительской кооперации и в системе непрерывного профессионального обучения кадров – одно из ведущих направлений в нашей работе. Так, только в 2008 году было разработано 55 учебных планов и программ. По оценке специалистов, они выполнены на высоком качественном уровне. Иллюстрацией к сказанному может служить хотя бы тот факт, что три учебные программы для средних специальных учебных заведений утверждены Министерством образования в качестве типовых. Подготовлено также 13 учебных изданий, одно из которых передано в Министерство образования для присвоения грифа «учебное пособие».

— Насколько мне известно, Геннадий Васильевич, НИИ Белкоопсоюза широко практикует проведение семинаров по актуальным вопросам отраслей кооперативной деятельности. Как вы сами оцениваете эффективность таких мероприятий?

— Думается, такую оценку долж-ны давать непосредственные участники семинаров. Мое же личное мнение, что польза от них несомненная, и вовсе не потому, что хочу выдать желаемое за действительное. Так на самом деле. В мае минувшего года, например, состоялся республиканский семинар по развитию специализированных объектов общественного питания. На нем выступили представители Российской экономической академии имени Плеханова, Могилевского государственного университета продовольствия. Участники семинара посетили ряд лучших специализированных столичных объектов частной формы собственности, ознакомились с их работой. Чем не школа передового опыта? Однако мы не ограничились только этим мероприятием. В октябре была продолжена работа по развитию этого направления. Руководителям кооперативных организаций были представлены лучшие сетевые объекты придорожного сервиса и другие торговые предприятия общественного питания потребительской кооперации.

По такой же схеме прошло обучение по совершенствованию форм и методов торгового обслуживания и развития сетевой торговли. В августе участникам семинаров были предложены передовые предприятия потребительской кооперации, а в октябре они посетили лучшие сетевые торговые объекты г. Минска.

Всего в 2008 году институтом было проведено 13 республиканских семинаров с участием 1550 руководителей и специалистов системы потребительской кооперации. 

— В заключение нашей беседы, Геннадий Васильевич, хотелось бы услышать о новых направлениях в работе НИИ Белкоопсоюза.

— В минувшем году институт вплотную занялся оказанием туристических услуг. Дело для нас новое, но, судя по первым результатам, перспективное. В прошедшем году работа была направлена главным образом на предоставление информации по выбору туристических маршрутов для физических лиц и организацию заграничных деловых поездок для юридических лиц. Всего в течение года такая услуга оказана пятидесяти обратившимся к нам физическим лицам и организовано три заграничные поездки для юрлиц системы потребительской кооперации.

Словом, коллектив НИИ Белкоопсоюза стремится достойно противостоять вызовам времени. Дальнейшая стратегия нашей работы – концентрация имеющихся сил и ресурсов на наиболее приоритетных проб-лемных вопросах в деятельности системы потребительской кооперации с учетом направлений социально-экономического развития государства.

— Спасибо за беседу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter