Интеграция встает на колеса

Обозреватель "СОЮЗа" одним из первых испытал белорусско-российский гибридный автобус "Витовт"

Что это за чудо - гибридный автобус? Это что-то среднее между дизельным автобусом и троллейбусом. Но лучше! Ведь от троллейбуса "гибриду" достался электродвигатель, но отпали "рога" с их жесткой привязкой к электролиниям. А от обычных автобусов "гибрид" отличается тем, что экономит примерно 20-30 процентов дизельного топлива и соответственно меньше загрязняет городской воздух.


Такое чудо техники появилось наконец на свет. Пока, правда, только в двух экземплярах. Но ведь это лишь начало. Один из опытных образцов прибыл в выставочный центр "Крокус-Экспо", где и был представлен широкой публике в рамках VIII Международного автотранспортного форума.


"Гибриду" дали имя "Витовт", он - зримый результат тесной интеграции белорусского холдинга "Белкоммунмаш", российского электротехнического концерна "Русэлпром" и компании "ТрансМашГрупп".


Белорусы сконструировали собственно сам автобус - корпус, салон, шасси, а россияне установили на него силовую гибридную установку отечественной разработки.


- Кто-то может подумать, что все было просто, - рассказывает обозревателю "СОЮЗа" официальный представитель "Русэлпрома" Сергей Байда.- Дескать, мы привезли свой двигатель в Минск, а наши партнеры просто поставили его на свой автобус. Нет. "Витовт" - принципиально новая модель. Конечно, и у нас, и у белорусов имелись собственные разработки, но в данном случае нам пришлось подстраиваться под специфику друг друга. Словом, шли параллельными курсами: они делали автобус под наш двигатель, а мы комплект тягового электрооборудования - генератор, двигатель, силовую электронику для управления ими, управляющую электронику - под их автобус.


Сергей Викторович подводит меня к "Витовту":


- Вот он - результат нашей совместной двухлетней работы...


У "Витовта" яркий современный дизайн, просторный салон, в котором можно разместить 29 пассажирских кресел. В час пик, если ехать стоя, здесь могут поместиться более 80 человек.


Водительская кабина очень просторная и комфортная. Я не отказал себе в удовольствии, пожалуй, первым из российских журналистов посидеть за рулем "Витовта".


Как человек с большим шоферским стажем могу лишь порадоваться за будущих водителей "гибрида" - здесь очень удобно. Откидывающиеся подлокотники, мягкое пневмокресло, которое, как и руль, регулируется по высоте, глубине и углу наклона. Из кабины отличный обзор, огромная "баранка", автоматическая коробка скоростей...


Как мне рассказали, автобус оснащен системой CAN - новейшим автоматическим контролером за техническим состоянием узлов и агрегатов. Все жизненно важные параметры их функционирования отображаются на большом цветном дисплее над головой водителя. А еще автобус может... приседать. Для увеличения проходимости его кузов сконструирован так, что способен опускаться или подниматься почти на 10 сантиметров.


Расскажу немного и о силовой установке российского производства.


Это так называемый дизель-электрический привод, который работает по такому принципу: дизель приводит в движение не только сам автобус, но и вращает электрогенератор, который, в свою очередь, подает ток и на тяговый электродвигатель, и на зарядку аккумуляторов. По расчетам специалистов, такая силовая установка снижает объем вредных выбросов в атмосферу в 10 раз по сравнению с обычным дизельным мотором.


Я поинтересовался у Сергея Байды, насколько удобно россиянам было работать с белорусскими партнерами?


- Очень комфортно,- ответил он. - Не могу припомнить каких-то серьезных разногласий или трений между нами.


Все познается в сравнении, поэтому я поинтересовался, на какую ступеньку в линейке западных аналогов встанет новый автобус?


- "Витовту" еще предстоит государственная сертификация, - говорит Сергей Байда,- но уже сейчас можно сказать, что мы находимся на уровне если не лучших, то очень хороших зарубежных аналогов. Надеемся, что после сертификации автобус пойдет в серию и будет способен создать конкуренцию (по соотношению цена/качество) не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.


К сказанному следует добавить, что данный вид сотрудничества россияне ведут не только с "Белкоммунмашем", поле его значительно шире. Среди белорусских партнеров числятся Минский тракторный завод, Минский автозавод, Минский завод колесных тягачей и минское предприятие "Амкодор". Это означает, что в скором времени на дорогах Союзного государства появятся другие "гибриды".


...Результат российско-белорусского сотрудничества - автобус "Витовт" - внимательно осмотрел и посол Беларуси в России Игорь Петришенко, посетивший выставку МАФ-2012. В рамках мероприятия прошли его встречи с представителями российских деловых кругов. В частности, в ходе переговоров с председателем совета директоров "ТрансМашГрупп" Денисом Григорьевым и руководителем проекта "РОЭЛ групп" Леонидом Дворцовым речь шла о перспективах продвижения продукции "Белкоммунмаша" на российские региональные рынки.


Прямая речь


Станислав Флоренцев, генеральный директор "Русэлпрома":


- Мы считаем, что заниматься обновлением устаревших технологий отечественного автопрома, покупать устаревшие модели и организовывать их сборку - потерянное время и деньги. Приобретая готовый продукт за рубежом, мы еще более увеличиваем отставание от иностранных конкурентов и, по сути, ставим крест на родном автопроме...


Александр Бушев


bush@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter