Валерий Воронецкий — о будущем белорусско-российской интеграции

Интеграция на принципах равноправия

В нынешний, юбилейный для Союзного государства год вопрос о будущем белорусско-российской интеграции все чаще становится предметом дискуссий и обсуждений — как на уровне политиков и экспертов, так и на площадках различных печатных и электронных СМИ. Повышенное внимание, уделяемое сегодня союзной тематике, является, с одной стороны, позитивным сигналом: и в белорусском, и российском обществе есть действительно искренний интерес к судьбе наиболее продвинутого на постсоветском пространстве интеграционного объединения. А также желание что-то строить дальше.


С другой стороны, может показаться, что время от времени из столиц стран-союзниц поступают довольно противоречивые посылы относительно видения дальнейших приоритетов и направлений развития СГ. Какие цели сейчас стоят на первом плане в союзном строительстве? Нужно ли что-то менять в союзном договоре и почему этот вопрос вообще возникает? Чего ожидали граждане наших стран от объединения в союз и насколько оправдались их надежды? С этими вопросами газета «СБ. Беларусь сегодня» обратилась к опытному дипломату и эксперту — председателю Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Валерию Воронецкому:

Валерий Воронецкий.
 — Сперва об ожиданиях. Ответ очевиден: граждане наших стран рассчитывали прежде всего на создание лучших условий для жизни, для социально-экономического развития и повышения на этой основе благосостояния белорусского и российского народов. Безусловно, ожидания были связаны и с укреплением безопасности и международных позиций Беларуси и России.

Стороны изначально исходили также из того, что союз двух государств — субъектов международного права — должен строиться на равноправной основе, взаимоуважении и учете интересов друг друга.

— Чего мы добились на самом деле? Что является рабочим и жизнеспособным в нашем Союзном государстве с точки зрения белорусской стороны?

— К достижениям я бы отнес отсутствие виз и свободное передвижение граждан Беларуси и России. Мы имеем практически равные возможности для выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. Белорусам и россиянам гарантированы равные права на трудоустройство, оплату труда и получение других социально-правовых гарантий.

Также в рамках нашего союза достаточно серьезное внимание уделяется реализации совместных программ по модернизации экономики, расширению межрегиональных производственных связей, осуществлению взаимовыгодных проектов в сфере промышленности, транспорта, энергетики, строительства, науки, техники, инновационной деятельности, туризма, спорта и по другим направлениям. Хотя, и это нельзя не отметить, мы пока, к сожалению, не смогли наладить должный учет имущества, созданного или приобретенного в результате осуществления этих программ. А это мешает эффективному внедрению полученных результатов. Остаются достаточно сложными и длительными процедуры согласования и утверждения совместных проектов, которые порой растягиваются на годы!

Вполне успешно развивается белорусско-российское взаимодействие во внешнеполитической и военно-стратегической сферах. Наши государства координируют свои действия на международной арене и согласовывают подходы к разрешению наиболее важных проблем международных отношений. Ежегодно мы принимаем программы согласованных действий в этой области.

Беларусь и Россия рассматривают друг друга как стратегических союзников — эта позиция неизменна. Принята Единая военная доктрина Союзного государства, создана и функционирует региональная группировка войск, на регулярной основе проводятся совместные военные учения.

— Валерий Иосифович, давайте погорим подробнее о самом главном — экономике и энергетике. Ведь благосостояние граждан Беларуси и России зависит прежде всего от успехов в этих сферах…

— Откровенно говоря, здесь у нас прогресс небольшой. И об этом надо честно сказать. Более того, растущие противоречия именно в данных сферах негативно влияют на развитие двусторонних отношений и препятствуют продвижению реальной экономической интеграции между нашими странами.

Приведу конкретные примеры: мы не раз становились свидетелями «нефтегазовых» конфликтов, наносящих серьезный удар по белорусско-российской интеграции. Посредством своих газовых и нефтяных монополистов Москва не раз пыталась оказать давление на Минск. Порой складывается впечатление, что экономические интересы союза Беларуси и России не входят в число приоритетов проводимой интеграционной политики. Не потому ли после подписания Договора о создании Союзного государства, несмотря на увеличение количества межгосударственных структур, мы не смогли достичь значимого прогресса в сфере экономической интеграции?

Даже сейчас, спустя более чем 20 лет, так и не решены задачи, связанные с формированием общего рынка. Я имею в виду устранение барьеров и ограничений во взаимной торговле, выравнивание условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, создание равных конкурентных условий для белорусских и российских физических и юридических лиц на территории нашего союза. Этого фактически нет. Что уж тогда говорить о Едином экономическом пространстве?

Мы так и не смогли выйти на проведение скоординированной промышленной политики. У нас нет в действительности согласованной политики в области сельского хозяйства, строительства, транспорта, энергетики, не сформированы объединенные энергетическая и транспортная системы. Не создано и не функционирует единое научно-технологическое и инновационное пространство.

Не обеспечена надлежащая и своевременная защита общих интересов в сфере интеллектуальной собственности. А ведь она имеет определяющее значение при формировании и реализации инвестиционной, инновационной и торгово-промышленной политики и в значительной степени определяет конкурентоспособность наших экономик. Сегодня здесь достаточно проблем. Нам необходимо их проанализировать и определиться со стратегией нашего взаимодействия в сфере интеллектуальной собственности, в том числе на международной арене, в интересах обеих стран и народов.

На мой взгляд (и это мнение разделяют очень многие белорусские парламентарии), первоочередным направлением нашего экономического взаимодействия сегодня должно стать создание равных условий хозяйственной деятельности предприятий двух стран, обеспечение справедливой конкуренции между ними и, конечно, устранение имеющихся барьеров и ограничений в торговле товарами и услугами.

Необходима также гармонизация условий и порядка предоставления государственной поддержки субъектам хозяйствования: допуска к участию в госзакупках, распространения на товары другого государства-участника мер государственного стимулирования и поддержки национального производителя.

Особое внимание следует уделить вопросам исключения товаров, производимых на территории другого государства-партнера, из планов по импортозамещению.

Очевидно: без формирования единых промышленного, аграрного, энергетического, транспортного и других рынков и соответствующей ценовой политики в различных сферах экономики невозможно выйти на создание единого экономического пространства.

— Так почему же за два десятилетия Беларуси и России не удалось этого сделать?

— Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это тема отдельного разговора. Возьмем, к примеру, энергетику. Сколько здесь уже было сломано копий? А ведь совершенно понятно, что без выравнивания цен на энергоносители невозможно обеспечить справедливую конкуренцию на общем рынке двух стран. А значит, и создать подлинный общий рынок. Не говоря уже о Едином экономическом пространстве. А ведь именно этого требуют от нас основополагающие документы и договоренности, принятые, кстати, не только в рамках Союзного государства, но и Евразийского экономического союза.

Поэтому если мы рассчитываем на успех экономической интеграции, то начинать надо с этого, с создания равных условий хозяйствования. Без этого интеграция невозможна.

Говорю это как специалист, который серьезно занимался исследованием вопросов европейской экономической интеграции и успешно защитил диссертацию в области мировой экономики в Дипломатической академии МИД России.

Или возьмем другой аспект. Всем понятно, что общее экономическое пространство не может быть создано без полной отмены изъятий и ограничений в движении товаров и услуг. К сожалению, мы сегодня на каждом шагу сталкиваемся с использованием инструментов технического регулирования и ветеринарно-, фитосанитарных мер для защиты собственного рынка. В результате национальные производители становятся жертвами несправедливой конкуренции в рамках Союзного государства.

Надо сосредоточить наши усилия на тех сферах экономического взаимодействия, где имеется прежде всего взаимный интерес: торговля, производственная кооперация, совместные энергетические и транспортные проекты, научно-техническое сотрудничество, модернизация экономики и перевода ее на инновационный путь развития.

Важным условием успеха интеграции является открытое и равноправное сотрудничество, основанное на принципах и нормах международного права, без всякого политического и экономического эгоизма, а с учетом законных интересов друг друга — об этом было сказано в Бишкеке на саммите ШОС.

— Валерий Иосифович, вот чтобы экономика заработала в полную силу и мы сформировали действительно общий рынок, нужны ли какие-то изменения в основополагающие документы и пресловутый союзный договор?

— Абсолютно нет. Зачем? Как раз на днях Президент Беларуси Александр Лукашенко говорил о том, что нет необходимости ломать договор — он актуален.

Это очень важный сигнал политикам, экономистам, экспертам, промышленникам и бизнесу двух стран. Полагаю, всем и в Беларуси, и в России хорошо понятно, что сегодня нужно делать, если мы реально заинтересованы в успехе экономической интеграции.



marta@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter