Электрификация жилья, электротранспорт и использование электричества в производстве — по каждому из этих направлений пока остается немало нерешенных вопросов

Интеграция БелАЭС: проблемы и решения

Сегодня мощность белорусской энергосистемы превышает 10 тысяч мегаватт. Создано более 280 тысяч км электрических сетей и 7,5 тысячи км тепловых. Сама энергосистема генерирует около четырех процентов валового внутреннего продукта страны. Без сомнения, эти цифры вырастут вместе с завершением интеграции БелАЭС в энергосистему страны, за которой последует увеличение энергопотребления в целом ряде отраслей народного хозяйства. Что это за отрасли, как идет модернизация электросети, возможен ли перевод на электричество жилья для всех желающих?

Мы начинаем цикл публикаций, в котором попытаемся дать вам ответы на все эти вопросы. Сегодня тема для разговора – научная, ведь вводу первого энергоблока в эксплуатацию предшествовала масштабная работа белорусских ученых, которые искали ответ на вопрос, как мы планируем обеспечить бесперебойное потребление электричества от БелАЭС. О том, как шла эта работа и какие сложные вопросы остаются сегодня перед исследователями, «Р» рассказал директор Института энергетики НАН Антон БРИНЬ.

Вслед за интеграцией БелАЭС в энергосистему страны должно последовать увеличение энергопотребления в целом ряде отраслей народного хозяйства.
фото алексея бибикова

Если использовать, то эффективно



— Антон Анатольевич, один из важнейших вопросов, которые сегодня стоят перед коллективом института, — это интеграция БелАЭС даже не в энергетику, а в экономику страны. Здесь и тарифная политика, и соблюдение баланса по отношению к другим источникам энергии, и многое другое. Знаю, что эта работа началась не вчера и даже не позавчера. 

Антон БРИНЬ
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА
— О вопросах, касающихся станции, задумались не только до ее строительства, но и даже до создания нашего института (а ему 13 лет!). И это нормальный государственный подход. Вместе с тем коллектив института стоял у истоков создания всех трех концепций энергобезопасности, которые принимались в 2005-м, 2007-м и 2015 годах. К слову, еще когда обсуждался первый документ, мы просчитали, что по потреблению электроэнергии к 2020 году выйдем на уровень 47 миллиардов киловатт-часов. Исходя из этого рассчитывалась мощность АЭС. Но к 2016-му эта цифра составила менее 36 миллиардов. Встал вопрос: куда направить свободные энергетические потоки? Тогда мы, взяв восемь наиболее энергоемких отраслей, сравнили процент электроэнергии в структуре потребления энергоресурсов с европейскими показателями развитых стран со схожим климатом. И выяснили, что по каждой отрасли отстаем. Исключение составляла лишь область металлургии. Здесь мы (конечно, благодаря нашему БМЗ, где задействовано много электротехнологий) на передовых позициях. А ведь электричество обладает возможностью легко автоматизировать процесс и по праву считается одной из самых цивилизованных форм использования энергии.

— Уже тогда были выделены отрасли, которые можно переставить на энергетические рельсы. В том числе с наименьшими экономическими потерями. Кто лидирует в этом списке?

— Могу сказать, что даже по общемировым меркам ввод в энергосистему 25 процентов новых мощностей (пусть даже пока мы получили половину) — это вызов для государства и энергосистемы. А с учетом ситуации, когда об экспорте электроэнергии речи пока нет, — вдвойне. Перед нами стоит задача не просто использования энергии от БелАЭС, не в том, чтобы, образно говоря, закопать лишнюю энергию в землю, а использовать ее максимально эффективно. И здесь одной из наилучших перспектив, которую мы совместно с Институтом жилища — НИПТИС имени С. С. Атаева — наметили еще шесть лет назад, является строительство жилья на электричестве. Мы просчитали, что это обеспечит существенную загрузку БелАЭС. А еще выяснили, что в этом случае стоимость жилья сокращается, поскольку большую долю затрат занимает прокладка теплотрасс и газопроводов. К слову, уже в ближайшую пятилетку планируется ввести чуть более двух миллионов квадратных метров нового жилья, которое будет работать на электричестве. 

Атомное электричество — это выгодно 

— Толчком к электрификации жилья становятся и льготные тарифы. Но пока жители многоквартирных домов в отличие от индивидуальной застройки эту выгоду не увидели. Хотя надо признать, что работа над тарифами ведется активно. Каковы прогнозы на ближайшую перспективу?

— Действительно, дифференцированный подход в тарификации уже дал свои первые плоды. По официальным данным, потребление населением электричества на цели отопления и горячего водоснабжения за четыре месяца этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого выросло в четыре раза и превысило годовой объем потребления за 2020 год.  Всего объем энергопотребления составил 122 млн кВт.ч.

Смотрите, сколько желающих сегодня построить или перевести жилье на электричество в частном секторе! В многоквартирных жилых домах пока много скепсиса. Но не забывайте, что нынешние тарифы на тепло и электричество равны до поры до времени. Ведь сегодня мы за теплоснабжение платим всего 20 процентов от полной стоимости. Когда начнем платить сто процентов (а такой момент настанет), мы все почувствуем выгоду жилья на электричестве. 

Более того, мы хотим пойти дальше. Сегодня льготные тарифы распространяются на частную застройку. А как же, например, садовые товарищества? Во многих из них нет газа, и они с удовольствием пользовались бы для отопления электроэнергией, а не топили печку дровами. Будем вносить такое предложение. Сеть потребителей услуг нужно расширять. 

— Еще одним из перспективных направлений называется электротранспорт, хотя еще совсем недавно его не воспринимали всерьез. 

— Это действительно так. Ситуация и у нас, и в мире в отношении этого вида транспорта меняется. Смотрите, как интенсивно развивается сеть заправок для электромобилей. В автопарках появляются электробусы. Наши коллеги — Объединенный институт машиностроения НАН — подготовили концепцию развития электромобилестроения в стране. Вот и ответ скептикам. Кроме того, еще одно из направлений, на которое можно будет обратить внимание на перспективу, — это железнодорожный транспорт. Его электрификация идет, но не слишком быстро. На сегодня электрифицирована приблизительно пятая часть поездов. В той же Франции, где около 75 процентов электроэнергии генерируют АЭС, железная дорога электрифицирована на сто процентов. 

Перед страной стоит задача не просто использовать энергию от БелАЭС, а использовать ее максимально эффективно.
фото алексея бибикова

Научная работа продолжается

— Знаю, что исследовательские работы в части перспектив применения электроэнергии БелАЭС продолжаются. 

— Действительно, в рамках работы «Разработка методических подходов к повышению энергетической безопасности в рамках концепции устойчивого развития с учетом интеграции возобновляемых источников энергии и АЭС в энергобаланс Беларуси», которая началась в этом году и рассчитана на пять лет, мы еще раз проанализируем ситуацию ряда зарубежных стран, где наблюдается большой рост электропотребления. И дадим ответ, возможно ли нам догнать эти страны, сколько будет стоить перевод отраслей на электрические рельсы. 

— Как вам видится, какие подходы к интеграции атомной электроэнергии в экономику страны с учетом анализа успешного опыта других государств мы можем использовать на перспективу? 

— В этом смысле достаточно интересен опыт Франции, которая в какой-то момент искала ответ на вопрос, что делать с электроэнергией АЭС в ночные часы. И они приняли беспрецедентное решение, когда вокруг АЭС был установлен некий льготный радиус электропотребления. Тем, кто находился в этом радиусе, электроэнергия раздавалась бесплатно. Постепенно скептицизм сменился экономическим интересом. Причем интерес был настолько высоким, что уже через несколько лет правительство вынуждено было отменить это нововведение. Убежден, данный опыт может быть полезен и Беларуси. Такое предложение мы будем инициировать. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter