Инстинкт дикой кошки

Разлады в семьях становятся причиной убийства детей
Разлады в семьях становятся причиной убийства детей

Нередко львы–самцы, завоевав новое жизненное пространство, истребляют чужих детенышей, чтобы утвердить собственную молодую поросль. Увы, инстинкт дикой кошки иногда просыпается и в человеке, признанном, как мы знаем, существом разумным. Среди гомо сапиенс встречаются особи, не уступающие зверям по жестокости, ничем с человеческой точки зрения не оправданной. Недавно в Минском городском суде одно за другим рассматривали три дела, связанные с убийствами детей. В мотивах каждой трагедии судьи разбирались весьма скрупулезно. К разгадке тайн темных уголков души детоубийц подключались психологи и психиатры. По большому счету, тема стоит того, чтобы обсуждать ее в самой широкой аудитории.

Я ли тебя породил?

Анна уехала из дому по делам на сутки. С трехмесячными двойняшками остался муж. Вернувшись, молодая мать нашла в пустой квартире записку: «Дочь нужно забрать из морга в понедельник...»

На долю Анны Кирко и Кирилла Денкевича выпало немало испытаний. Оба в результате тяжелой болезни, перенесенной в детстве, лишились слуха. Встретившись, молодые люди стали друг для друга чем–то вроде спасительной соломинки, за которую каждый ухватился в надежде выплыть из круговорота житейских неурядиц. Кирилл привел Анну в свой дом. Стали жить как муж и жена. Вскоре вторая половина поделилась новостью: в семье ожидалось пополнение. Кирилл был сам не свой от счастья. Омрачала радость лишь реакция его родных — отца и сестры. Родственники выбор Кирилла не одобрили, то и дело перемывали косточки невестке. А как узнали о ее беременности, и вовсе с цепи сорвались: мол, сын — рогоносец.

От такой «психотерапии» волей–неволей зародятся предательские мыслишки. Первое время будущий папа домыслам досужим не потакал и гнал от себя подозрения. Однако подсознание, словно губка, вбирало в себя наветы и наговоры. В народе говорят: капля камень точит. На людях муж Анну ни разу не упрекнул. Но, как поведали соседи, которые благодаря акустическим особенностям дома были в курсе всех нюансов чужой семейной жизни, выясняли отношения Кирко и Денкевич наедине по ночам.

К несчастью, почти одновременно с появлением на свет сына и дочки Кирилл потерял работу. Приходилось частенько идти на поклон к отцу. Тот не отказывал, но и большого желания поддерживать молодую семью не изъявлял. Точила ненависть к невестке. Атмосфера в доме была напряженная.

В 20–х числах ноября Анна поехала в Борисов, где работала до переезда в Минск, за пенсией по инвалидности. Будто предчувствуя неладное, наказала мужу: «Смотри за детьми, не дай Бог что случится!»

Рано утром следующего дня Кирилл разбудил отца: «С дочкой плохо». Когда приехала «скорая», малышка лежала на диване, раскинув ручки в стороны, и не дышала. На лице ребенка отпечатались следы жестокой расправы. Опытный врач заподозрил криминал и вызвал милицию. Судмедэксперты обнаружили у девочки множественные повреждения головы, в том числе и травмы, не совместимые с жизнью. Побои наносились тупым предметом, которым вполне мог быть кулак. Сколько же ненависти нужно было вложить в удары, изуродовавшие беспомощную кроху?!

Нежеланный дар

Директор фирмы, арендовавшей помещение у ОАО «Строймаш», замер от неожиданности. Пес, прижившийся на территории предприятия, волок в зубах сверток с чем–то похожим на куклу. Завидев человека, остановился и аккуратно положил находку на землю: в старой тряпке оказался труп младенца.

В женском коллективе шила в мешке не утаишь. Слухи об интересном положении 40–летней Валентины Цыганкиной, санитарки одной из детских поликлиник Минска, разлетелись быстро. Между тем свою беременность Валентина упорно скрывала. На учете в женской консультации будущая мать не состояла и предродовый отпуск соответственно не оформляла. 19 октября Цыганкина на работу не вышла.

...Валентина отправила старших детей в школу и закрылась в спальне. Через считанные минуты родила девочку. Младенца с пола так и не подняла. «Рука сама невольно потянулась к тумбочке, где хранились инструменты, нащупала топор», — объясняла суду о произошедшем мать–убийца. Накрыв ребенка старой сорочкой, Цыганкина тремя ударами обуха по детской головке решила проблему. Орущий комок затих. Убитую дочь Валентина спрятала под ванной и привела себя в порядок.

Вечером семья весело отмечала день рождения одного из сыновей. Муж, вернувшийся в тот день с «шабашки», заметил изменения в фигуре жены и догадался, что произошло, однако отнесся ко всему равнодушно. Ревнивец был уверен: ребенок — плод неверности супруги. Тем не менее в суде Цыганкин выступал в роли потерпевшего: анализ ДНК показал, что отец зверски убитой девочки именно он.

После того, как погасли свечи на праздничном торте, Валентина призналась в своем грехе 18–летней дочери. Вместе они вынесли окровавленный сверток из квартиры, долго блуждали по ночным улицам, пока наконец не нашли подходящее место, чтобы выбросить ношу.

Присутствующие в зале суда ломали голову над причинами трагедии. Жили Цыганкины скромно, но с голоду не пухли. Старшая дочь зарабатывала на себя сама. На четверых несовершеннолетних детей к началу каждого учебного года государство выделяло материальную помощь. «Вырастили бы и шестого», — сказал глава семейства, стоя перед судьей, и попросил наказать жену построже. Похоже, он и впрямь чувствовал себя жертвой обстоятельств, а не косвенным виновником трагедии.

Беда на дне стакана

С мужем Алла Логинова прожила 17 лет. Родила троих детей. Жили не хуже других. Но три года назад штиль сменился бурей. Алла оступилась, а супруг не простил и ушел из семьи, забрав с собой старшего сына. Младший остался с матерью.

Брошенная жена разделила одиночество с бутылкой. Когда на горизонте замаячила перспектива нового романа, Алла бросилась в объятия ухажера, не раздумывая. Только отношения с избранником не сложились. Нередко сожитель, у которого, как выяснилось позже, были проблемы с психикой, прикладывался сперва к рюмке, потом к возлюбленной. Трагическая развязка не заставила себя долго ждать: душевнобольной напал на незнакомого парня с молотком и был помещен в СИЗО. Алла вновь осталась одна с 7–летним сынишкой. А вскоре после ареста буйного кавалера поняла, что ждет еще одного ребенка. При этом понятия не имела, на какие средства содержать двоих детей. Зарплаты уборщицы едва хватало на скромную жизнь. А потеря работы грозила полной нищетой. Логинова решила беременность не афишировать.

Почувствовав себя плохо, выпивоха по привычке схватилась за стакан. Лучше не становилось. Роды проходили трудно. Постепенно алкоголь затуманил сознание. Последнее, что Алла помнила отчетливо: финальные 100 граммов.

Пока врачи боролись за жизнь истекающей кровью Аллы, сотрудники милиции охраняли до приезда «скорой» закоченевшую новорожденную, сброшенную матерью с 6–го этажа в мусоропровод. К сожалению, спасти девочку не удалось. Малышка умерла от переохлаждения.

Все трое детоубийц — Денкевич, Цыганкина и Логинова — приговорены судом к лишению свободы на срок от 12 до 14 лет. Станут ли их чудовищные ошибки уроком для других? Есть основания сомневаться. По данным МВД, рост количества убийств и покушений на убийство несовершеннолетних в течение последних лет не уменьшается. Что касается малышей до года, то они, по словам начальника отдела организации профилактики правонарушений несовершеннолетних управления профилактики МВД Андрея Солодовникова, в большинстве случаев гибнут от рук собственных родителей. И эта проблема не только криминальная, но и социальная. Формально те же семьи Цыганкиной и Логиновой находились на контроле у местных органов образования. Периодически обследовались жилищно–бытовые условия, в которых росли их дети. А вот инспекцию эмоционального здоровья живущих под одной крышей людей, по большому счету, никто не проводил. Между тем многое предвещало приближение грозовой тучи.

Справка «СБ»

В 2004 году зарегистрировано 44 убийства и покушения на убийство несовершеннолетних, в 2005–м — 45, за полгода 2006 года — 29.

Коллаж Юрия ХАДЬКОВА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter