Инспектор человеческих отношений

В жизни каждого человека есть двое участковых. Врач и инспектор милиции...

В жизни каждого человека есть двое участковых. Врач и инспектор милиции. Их работа очень похожа — первый лечит людей, второй занимается болезнями общества. Она не приносит громкой славы и больших денег. Зато часто приходится слышать слова благодарности от тех, кому удалось помочь.


В этом году продолжается реформа системы Министерства внутренних дел. Особое внимание будет уделено основной силе, которая противодействует преступности уже на стадии ее зарождения, — службе участковых инспекторов милиции. Не случайно на совещании по вопросам реформирования Президент подчеркнул необходимость повышения престижа участкового, его особую роль в обществе. Сегодняшним интервью, беседой с начальником управления профилактики ГУ охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Олегом КАРАЗЕЕМ (на снимке) мы открываем новую рубрику — «Участок». В ней вы познакомитесь с участковыми инспекторами, узнаете подробности их работы, прочтете о задачах и трудностях службы.


— Олег Георгиевич, как получается, что в городах люди часто не знают, кто у них участковый?


— Тут неоднозначная ситуация. Раньше в нормативных правовых актах МВД было понятие «отработка административного участка». То есть каждый участковый должен был в течение года посетить весь свой участок от «А» до «Я». Сейчас такого указания нет. Чем это обусловлено? На каждого инспектора приходится примерно 50 человек, за которыми должен постоянно осуществляться контроль. Их нужно посещать ежемесячно. Добавим сюда работу по рассмотрению заявлений — около 30 в месяц. Для разрешения каждого конфликта необходимо выбыть на место, опросить свидетелей. Видели что–нибудь соседи, не видели. В принципе, участковый всегда имеет представление о том, где проблема и что о ней думают люди. Поэтому настаивать, чтобы он обходил все квартиры и знакомился, необходимости нет. Если благополучный дом, в котором живут интеллигентные люди, может быть, и слава богу, что никто не знает, кто у них участковый.


— Если четко по документам, чем должен заниматься участковый инспектор?


— Набор его задач как раз таки и является проблемой. Для того чтобы ее хоть как–то решить, 24 января 2012 года мы приняли новую Инструкцию по организации работы участкового инспектора. Потому что раньше все было размыто. Взяты цитаты из Закона «Об органах внутренних дел», в которых перечислялись все права и обязанности милиции.


— То есть участковый должен был быть мастером на все руки?


— По большому счету, он и остался таковым. Но сейчас хоть более–менее определены основные направления его работы. Это прежде всего профилактика правонарушений в сфере семейно–бытовых отношений. Ведь посмотрите: в общей структуре правонарушений бытовых — 2 процента. Но зато это каждое 3–е или 4–е убийство. То есть в числе особо тяжких бытовые преступления занимают уже 25, а то и 30 процентов.


Следующее направление — противодействие пьянству и алкоголизму. Тут задача участкового заключается в выявлении точек самогоноварения, противодействии незаконному обороту спиртных напитков и контроль над теми, кто не просто злоупотребляет алкоголем, но и совершает на этой почве правонарушения.


Третье направление — предупреждение правонарушений со стороны ранее судимых. Ими совершается практически каждое второе преступление.


И четвертое — рассмотрение обращений. По статистике, участковый разрешает свыше половины всех жалоб, заявлений о преступлениях и административных правонарушениях, поступающих в органы внутренних дел. Это, сами понимаете, большой объем работы для не самого крупного подразделения в структуре РУВД.


— На совещании по вопросу реформирования МВД Президент говорил о том, что нужно освободить участкового от несвойственных ему функций...


— Обозначенными мной четырьмя направлениями он будет заниматься в любом случае, что бы ни случилось. Речь шла о другом. Во–первых, исполнение приводов, 80 — 100 тысяч ежегодно. Это, как мы посчитали, на каждого инспектора минимум по два в месяц. Кажется, немного. Но ведь бывает и чаще. А если дело происходит в сельской местности, минимум полдня будет выброшено, может, больше. В других странах схожая проблема решена за счет создания службы судебных приставов. Реализация такого предложения упрется в значительные затраты, но когда–нибудь мы будем вынуждены к этому прийти.


Следующий аспект. Сейчас у нас работает и признан эффективным 18–й Декрет по защите детей в неблагополучных семьях. Им предусматривается, что граждане, так называемые обязанные лица, обязаны трудиться и возмещать государству средства на содержание своих детей в интернатах. В случае невыхода на работу их должны доставлять сотрудники милиции. И получается нонсенс. Если он не выходит на работу по причине пьянства, что имеет место в 90 процентах случаев, то какой смысл его куда–то везти? А по постановлению Совмина мы обязаны. Самое главное, для административной ответственности оснований в данном случае нет. Не выйти пьяным на работу — это дисциплинарный проступок. Поэтому мы предложили перевести такое уклонение от работы в разряд административных правонарушений, соответственно принимать меры по привлечению к ответственности и отказаться от функции доставления.


И третья большая нагрузка — вручение повесток в военкомат. До 30 тысяч в год получается. Участковый выполняет функции почтальона. В принципе, мы уже нашли взаимопонимание с Министерством обороны, постараемся освободить инспекторов от этой задачи.


— Со стороны кажется, что работа участкового может предложить только ежедневное общение с весьма специфическим контингентом и поток негатива. Скажите, а кто–то сам хочет стать инспектором?


— Почему нет? Есть же и положительные стороны. Например, искренняя благодарность, когда помог человеку в решении проблемы. Когда установил преступника. Негатив уравновешивается положительными эмоциями, волной позитива. Но, конечно же, работа участкового — очень тяжелый труд. Третью смену, ночные дежурства и рейды никто не отменял.


— Где сложнее работать участковому, в городе или деревне?


— В городе больше нагрузка, потому что больше населения на участке, 3,5 — 4,5 тысячи человек. В сельской местности — полторы–две тысячи. Только единственная проблема у нас — добраться. В городе может быть административный участок из 3 домов, если они большие. А в селе бывает и 30 км между деревнями. Как можно работать, если транспорта нет? Никак. Ладно, на автобусе доехал, а вдруг надо задержать? Ждешь, пока к тебе придет машина из «центра».


— В классических советских фильмах сельский участковый — на мотоцикле с коляской.


— Мы от мотоциклов фактически отказались. Во–первых, это сезонный транспорт, во–вторых — травмоопасный. А машина сейчас в лучшем случае одна на двоих.


Вообще–то самая большая нагрузка на участковых в Минске. Мегаполис, высокий уровень правовой грамотности жителей. Все эти факторы приводят к тому, что и количество обращений в Минске максимальное, и сложности в их рассмотрении — тоже. Каждый начинает на своей точке зрения настаивать, отстаивать ее, потом обжаловать решение.


— Недавно появилось такое новшество, как отчет участкового перед гражданами. Зачем это нужно и как происходит?


— Да, в нынешнем году мы их впервые провели. В некоторых случаях гостей на таких встречах было немного. Хоть мы и объявления вывешивали, и в СМИ давали публикации, по радио объявляли. Но все равно виден позитив! Инспектор рассказывает, какие проблемы есть на участке, отвечает на вопросы, разъясняет основные моменты. Идет тесный контакт с людьми, обмен информацией, который приводит к установлению деловых, партнерских отношений. Тут как раз можно познакомиться со своим участковым, обменяться телефонами. Так и было сделано, чтобы получить обратную связь. Отчитаться — только часть мероприятия. Вторая задача — выслушать, в том числе и претензии. Нам кажется, если человек побывал на таком собрании, то будет глубже понимать суть работы участкового и испытывать больше уважения к нему и соответственно к закону. Мы думаем сделать отчеты традицией.


— А они не станут дополнительной нагрузкой для участкового? Ведь к отчету нужно готовиться...


— Конечно, подготовиться к выступлению нужно, но в целом такая задача не сильно выходит за рамки повседневных обязанностей участкового. Он должен постоянно владеть информацией о состоянии дел на обслуживаемом участке. У нас это нормальное требование. Выступить раз в год дополнительной нагрузки не составит.


— Хроническая беда службы участковых — нехватка кадров. Она как–то решается?


— Да, проблема кадров есть, она стояла несколько острее в прошлом–позапрошлом году, сейчас вышла на рабочий уровень. Так сложилось, что участковые постоянно уходят в другие подразделения. Во время работы они сталкиваются с нарушениями всех видов законодательства. Такой опыт незаменим и в службе розыска, и в службе БЭП. Поэтому, как только стоит вопрос выдвижения, то из участковых и черпает УВД кадры. С другой стороны, это нельзя рассматривать как минус. То, что люди постоянно профессионально растут, свидетельствует о том, что служба дает базу, которая нужна и применяется в жизни.


Но есть участковые, которые и по 20 лет обслуживают участок. Таких немного, но это действительно те, кто знает каждого жителя, и все знают их. Они пользуются максимальным уважением, при них уже второе поколение растет. И нерешенных вопросов на таких административных участках минимум.


Участковый на то и участковый, чтобы снимать напряжение, которое возникает между людьми. Мелкие конфликты, но если их не разрешить вовремя, они перерастают в крупные. И доходят в том числе до убийства. Да, негромкая, не особо яркая, но очень важная работа. Скрупулезное, последовательное разъяснение каких–то азов, принципов взаимодействия и добрососедства. Постепенное воспитание людей. А громкими преступлениями пусть занимаются специализированные службы, которым участковые в рамках компетенции также окажут содействие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter