“Иногда в культуре можно сделать больше, чем в политике”, считает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Валентин РОДИОНОВ

О плодах дружбы крупнейших художественных музеев Беларуси и России, о завтрашнем дне сотрудничества корреспондент “СВ” беседует с Валентином Родионовым

— Валентин Алексеевич, выставка “Третьяковки”, приезжавшая в Минск в 2003-м, и нынешний совместный проект “Пленники красоты” представляют белорусскому зрителю русское искусство ХVIII — начала ХХ века. По-вашему, насколько велик к нему интерес белорусской публики?
— Связи русского и белорусского народа крепкие и давние не только в сфере человеческих отношений, но и в культуре. Не учитывая тот пласт русского искусства, который представляет выставка “Пленники красоты”, очень сложно понять истоки многих явлений искусства ХХ века, то художественное наследие, которое было создано не только русскими, но и белорусскими мастерами. А если говорить о том, насколько интересна выставка белорусскому зрителю, то в 2003 году экспозицию “Шедевры Третьяковской галереи” в Минске посетило 300 тысяч человек. Замечу, что у нас в Москве такое количество посещений — редкость. Хотя Беларусь и Россия сегодня — разные страны, мы, по сути, неразделимы. Нас тянет друг к другу, мы понимаем друг друга. На это указывают наши культурные контакты, а ведь иногда в культуре можно сделать больше, чем в политике.
— В фондах Национального художественного музея собрана довольно значительная коллекция картин русских мастеров. А какие белорусские художники представлены в собрании Третьяковской галереи?
— Хруцкий, Щемелев, Савицкий, Ващенко, Метлицкий, много работ Бялыницкого-Бирули, Жуковского. Картина Михаила Савицкого “Партизанская мадонна” находится в постоянной экспозиции. В Третьяковской галерее собрана очень богатая коллекция полотен художников всех бывших республик Советского Союза, и мы очень этим гордимся. Третьяковская галерея закупает работы и современных художников, в том числе и белорусских. Правда, сейчас вопрос их приобретения встал очень остро. В советское время на эти цели средства выделялись государством, теперь же, по существу, деньги не выделяются. Благо, что у нас есть благотворители, спонсоры, благодаря которым собрание Третьяковской галереи все же постоянно пополняется.
— Делегация “Третьяковки” приехала в Минск не только чтобы открыть выставку. Был пролонгирован договор о сотрудничестве между двумя крупнейшими музеями наших стран. Каковы ближайшие совместные планы?
— Продолжатся контакты между нашими музеями, будем обмениваться специалистами, сотрудничать в исследовательской деятельности, в организации выставок, издательских проектах, консультироваться по вопросам музейного оборудования.
Предыдущие годы показали, что сотрудничество выгодно обоим музеям, тем более что сегодня Национальный художественный музей Беларуси становится весьма заметным музеем мира. К тому же сотрудников наших музеев связывают давние деловые, партнерские и личные отношения. Что же касается конкретных планов на ближайшее будущее, то 11 октября в Третьяковской галерее откроется выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Ивана Шишкина, на которой будут представлены и уникальные экспонаты из фондов Национального художественного музея Беларуси. А в эти дни, когда мы с директором Национального художественного музея Беларуси Владимиром Прокопцовым подводили итоги сотрудничества, у нас возникла идея уникальной совместной выставки ведущих музеев трех стран — Третьяковской галереи, Национального художественного музея Беларуси и Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника. Мы созвонились с нашим коллегой, директором Киево-Печерского заповедника Сергеем Кролевцом, и он поддержал наш проект. Достигнута договоренность, что выставка пройдет в трех столицах – Москве, Минске и Киеве. Предполагается, что на ней будут экспонироваться старинные иконы из фондов трех наших музеев. А нам действительно есть что показать: в частности, в “Третьяковке” очень серьезная коллекция икон. У нас даже есть действующий храм Третьяковской галереи, где утром и вечером идут церковные службы, а днем он превращается в еще один музейный зал. Настоятель этого храма назначен Святейшим синодом. Кстати, директором Третьяковской галереи, моим предшественником, он назначен еще и руководителем научного отдела музея. Любопытно, что когда к нам пришла комиссия Счетной палаты, они никак не могли понять, как можно совмещать две эти должности. Говорят, ни в одной инструкции этого нет. А я им в ответ: “Так ведь жизнь опережает инструкции!”
— А как часто Третьяковская галерея имеет возможность показывать свои коллекции за пределами СНГ?
— В год мы участвуем примерно в 40 выставках за рубежом, в составе экспозиций других музеев и с собственными экспозициями. И этот процесс взаимный. Скажем, буквально на днях в Третьяковской галерее открылась удивительная выставка из собраний музеев стран Евросоюза. Все 47 музеев 27 стран Евросоюза представили нам свои уникальные экспонаты.
— Валентин Алексеевич, привлечение посетителей сегодня — одно из важнейших направлений работы любого музея. А надо ли это делать? Ведь человек, который испытывает внутреннюю потребность прийти в музейные залы, придет в любом случае...
— Мне кажется, надо. Ведь та самая внутренняя потребность прийти в музей возникнет, если мы воспитаем в наших согражданах потребность в духовной пище... В советские времена посещаемость Третьяковской галереи была очень высокой, в годы перестройки количество посетителей резко упало. Однако сегодня мы уже почти достигли уровня посещаемости советского периода. Правда, есть один нюанс. Если в советские времена в музеи чаще всего ходили организованно, в составе экскурсий — от предприятий, организаций, то сегодня люди приходят сами, по доброй воле, и это не может не радовать. Нам отрадно, что очень часто в залы “Третьяковки” приходят дети. Причем не только с учителями, родителями. Сами! А в целом сегодня ежедневно в Третьяковской галерее бывает 4—5 тысяч посетителей, и это очень отрадный факт. И, думаю, не только для сотрудников музея, но и для всей России.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter