Беларусь уже второй год держит высокую планку по рождаемости. В 2015-м на свет появилось около 119 тысяч малышей

«Иногда после ЭКО и рождения ребенка женщина снова беременнеет сама»

Беларусь уже второй год держит высокую планку по рождаемости. В 2015-м  на свет появилось около 119 тысяч малышей
Беларусь уже второй год держит высокую планку по рождаемости. В 2015-м  на свет появилось около 119 тысяч малышей. За первые шесть месяцев 2016-го — уже 58 тысяч, что на три процента больше аналогичного периода. Казалось бы, все хорошо, в стране многое сделано для того, чтобы так называемые демографические ножницы сомкнулись. Медпомощь доступна на любом этапе, новейшим современным оборудованием оснащаются клиники в областных и районных центрах. Тем не менее врачи озабочены репродуктивным здоровьем жителей республики, выяснилось из беседы с заведующей кафедрой акушерства, гинекологии и репродуктивного здоровья Белорусской медицинской академии последипломного образования профессором Станиславой МИХАЛЕВИЧ.

— Станислава Иосифовна, что можно сказать о репродуктивном здоровье будущих мам? Кто внимательнее к нему относится, городские или сельские жительницы?

— Признаться, не хотела бы проводить черту между горожанками  и сельчанками. Я стараюсь ее не видеть, даже если она, возможно, и есть. Мы говорим  о том, что медпомощь у нас одинаково доступна и для тех, и для других. Несколько лет назад, когда была с лекциями в Казахстане, узнала: чтобы попасть к врачу, некоторым пациентам надо преодолеть расстояние в 500 километров! У нас такого, к счастью, нет. В каждой области созданы перинатальные центры, в районах достаточно врачей, в стране работают пять медицинских вузов, сотрудники которых также доступны для консультирования пациентов и по проблемам репродуктивного здоровья. Другое дело — нежелание самой пациентки прийти на прием. Из своей практики знаю: все хотят видеть хорошего врача. Доступного — в том плане, чтобы можно было не просто обследоваться, но и поговорить, обсудить волнующие вопросы. Но это сложно, на обычный прием у акушера-гинеколога отводится 15 минут. 

А ведь репродуктивное здоровье — это наше все! И даже если мы о нем не говорим, непременно его подразумеваем. Во всех направлениях медицины стараемся проводить органосохраняющие и малоинвазивные операции, внедряем новые методы диагностики и лечения. Но мало кто задумывается о том, что зависит это здоровье от ряда факторов. К примеру, комфортно ли человеку с точки зрения психологии в семье, на работе. Так что рассматривать только акушерско-гинекологические проблемы — однобоко. 

Почему-то в обществе принято думать, что женское здоровье — только акушерство и гинекология. Это гораздо шире. Мы работаем на базе РНПЦ «Мать и дитя». Здесь есть отделение патологии беременных с экстрагенитальной патологией. И ее очень много. Стараемся помочь будущим мамам с заболеваниями печени, почек, сердца, эндокринологическими патологиями. У нас рожают и те, кто перенес пересадку почки, онкологические и другие тяжелые заболевания.

— В каком возрасте рожают белоруски? 

— Начиная с 18 лет (бывает и в 15—16) и заканчивая 49 годами. Сегодня медицина шагнула далеко вперед. Мы помогаем стать родителями тем парам, которые в силу ряда причин лет тридцать назад даже и не мечтали бы о ребенке. Но появился другой волнующий аспект. Увы, мы наблюдаем разрушение семьи, а значит, и репродуктивного здоровья в том числе.

Какие проблемы очевидны? Нас когда-то решили научить половой жизни. Вспомните, сколько в этом плане информации после распада Советского Союза сразу стало доступно. Как будто мы не знали, что это такое. В СССР, говорили, секса нет… Но рождаемость при этом была достаточно высокая! Все понимали и знали, откуда берутся дети. Но я себя помню в школьные годы: мы не этим были озадачены, а приобретением знаний. А сегодня звучат идеи обучения половой жизни с раннего возраста. Просвещение? Весьма сомнительное. Что за этим следует? Ранняя половая жизнь, применение оральных контрацептивов. Это ведет к управляемой рождаемости. Не всякий человек увидит в этом проблему. Для врачей она очевидна. Рано или поздно это приведет к разрушению института семьи. К этому добавьте информацию, которая попадает к нам извне. К примеру, на Западе под маской толерантности  преподносятся однополые браки, в которых можно брать на воспитание детей. А самим детям предлагают определиться с полом после 5 лет. Это все конкретно направлено на разрушение института семьи, сокращение народонаселения. Или так называемое направление чайлдфри, когда популяризируются идеи жизни без детей. Причем эту позицию многие в обществе принимают и разделяют. Мы должны себя уважать и не следовать тупо чужим примерам, иметь свою точку зрения, твердую позицию, представление о жизни. Важно начинать работу с семьи по этому вопросу. Первое и главное — ребенок должен быть желанный. А если нет — надо планировать. Это должно обсуждаться в семье, в школе. Не уроки полового воспитания вводить, а рассказывать о многогранности последующей жизни. Учить не ранней половой жизни, а целомудрию! Немодно и несовременно? А ведь это подразумевает не только телесное воспитание, а и духовное. 

— Но ведь благодаря той же просвещенности в стране стало меньше абортов, подростковых беременностей…

— Это замечательно! Информация до молодежи доходит. Очень важно, чтобы в семье обсуждали многие моменты, и родителям нужно высказывать свою позицию и точку зрения. Слово «свобода» не должно быть синонимом вседозволенности.  Важно научить нести ответственность за свое здоровье, жизнь и будущее. Дети — это хорошо, но для этого человек обязан созреть и физически, и морально! Половую жизнь следует начинать не раньше, чем в 18 лет. Это должно идти из семей, от врачей. 

— Молодежь сейчас «продвинутая». Научились предохраняться, благо спектр методов контрацепции широкий. Недавно при мне в аптеке девочка-подросток спрашивала гормональные противозачаточные таблетки. 

— Это печально. Ведь такой вид препаратов назначают в определенном возрасте, в том числе и при лечении заболеваний, некоторым они и вовсе противопоказаны.  Даже врачи не могут прогнозировать, чем это аукнется спустя годы. Время обширного приема оральных контрацептивов  у нас около 20 лет. Понятно, что они совершенствуются. Но при этом надо контролировать свое здоровье, общаться с врачом. Кому-то назначается пробный прием препаратов. Есть сегодня женские консультации, кабинеты планирования семьи. Если человек хочет побеседовать, он найдет и врача, и время. 

— Искусственное оплодотворение, ЭКО… Современные медтехнологии сегодня помогают многим стать родителями. 

— Практически всем. Но теперь обнаружила себя другая проблема. За границей ЭКО делают сейчас и 50, и в 60 лет, и в более позднем возрасте. Даже в Беларуси с каждым годом все  больше женщин прибегают к ЭКО. Действительно, есть пары, которые нуждаются в этой помощи, их много. Приведу такой факт. В России детей, которые появились на свет благодаря такому методу, уже более ста тысяч. А ведь когда-то восхищались 5—10 попытками. Рост количества ЭКО говорит лишь о больших проблемах в области репродуктивного здоровья в отдельных странах и в мире в целом.

— Неужели некоторые даже в такой ситуации могут справиться сами? 

— Да. Я бы сказала, что на ЭКО мы где-то программируем. Даже СМИ. Установка такая: не можете забеременеть?  Если что — поможет ЭКО. А ведь это огромные деньги, гормональные препараты, непростое вынашивание беременности. Но интересные бывают случаи. Когда после ЭКО и рождения ребенка женщина беременеет сама. Для меня это не загадка. В основе бесплодия я вижу психологические проблемы. На них мало кто обращает внимание. Это требует затрат и душевных сил доктора, надо разбираться, заниматься лечением. Считаю, что у пациентов с бесплодием первый доктор, который должен быть, — психотерапевт. Бывает, исследуя эту проблему, находим психологические причины. И все становится гораздо проще. Ведь дальнейшего лечения, гормональной терапии, ЭКО может не понадобиться! 

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter