Завтра в Санкт–Петербург для встречи с Путиным прибывает турецкий лидер

Иногда полезно перевернуть страницу

Многомиллионные акции по всей Турции в поддержку властей завершились в минувшие выходные грандиозным митингом в Стамбуле. На нем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган расставил акценты после неудавшегося вооруженного переворота. Но главная точка над «i» будет поставлена сегодня в Санкт–Петербурге, куда турецкий лидер прибывает для встречи с Владимиром Путиным.



В своем выступлении на митинге Эрдоган представил как минимум три новых геополитических смысла. Во–первых, он заявил, что не будет противодействовать введению в стране смертной казни. Такой шаг, безусловно, похоронит евроинтеграционные планы Турции, о чем прямо говорили в Брюсселе.

Во–вторых, президент Турции выразил надежду, что предстоящие переговоры «с моим другом Владимиром», то есть с Президентом России Владимиром Путиным, откроют новую страницу в отношениях между двумя странами.

Комментируя отношения Анкары с Брюсселем и процесс переговоров о вступлении Турции в ЕС, Эрдоган заявил: «ЕС морочит нам голову на протяжении 53 лет. Мы методично доказываем свою честность и ждем того же от ЕС. Он должен отказаться от политики двойных стандартов».

Крупнейшие европейские СМИ уже отозвались на тот факт, что президент Турции совершает первую заграничную поездку после попытки военного переворота, однако переговоры будут вестись вовсе не с союзником по НАТО, а с Президентом России.

Так, Financial Times пишет, что встреча в Санкт–Петербурге имеет широкое геополитическое значение.

Желание «преподать Западу урок», а также обеспечить региональную безопасность подтолкнуло Москву и Анкару к сотрудничеству, пишет издание. Кроме того, Турция приветствует безоговорочную поддержку со стороны России после неудавшегося переворота. Этот тон контрастирует с риторикой Анкары в отношении Вашингтона.

Однако, как пишет газета, в частном порядке турецкие власти настаивают на том, что не собираются сжигать мосты с США и заключать союз с Россией. По их словам, связь между Вашингтоном и Анкарой сильна, а двусторонние отношения переживали и не такое: вторжение на Кипр в 1974 году, отказ Турции предоставить свою территорию американским войскам для вторжения в Ирак в 2003 году, поддержка американцами иракских курдов при режиме Саддама Хусейна, а совсем недавно еще и курдов, борющихся с террористической группировкой «Исламское государство».

Тем не менее у Анкары есть сегодня общие темы с Москвой. Так, турецкий президент накануне отметил, что без участия России «невозможно найти решения сирийской проблемы». Есть еще и «Турецкий поток» взамен европейского «Южного потока». Есть взаимная торговля и диалог культур, объединяющим символом которого служит храм Святой Софии в Стамбуле...

Одним словом, мы можем услышать много нового в российско–турецких отношениях, которые резко охладели в ноябре прошлого года после инцидента с истребителем Су–24, сбитым турецким F–16 в Сирии. Официальный Минск, со своей стороны, делает все, чтобы конструктивный диалог не прерывался.

Иван СТЕБЛОВ

Советская Белоруссия № 151 (25033). Вторник, 9 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter