Иногда они возвращаются

В цивилизованном обществе, кажется, навсегда должно быть выработано противоядие к звериной идеологии «истинных арийцев». Однако иногда так и застынешь в недоумении, заметив кем–то намалеванную на заборе свастику...

В ночь на 22 июня многим из нас не спалось. Не по себе от мысли: ровно 70 лет назад невидимый метроном отсчитывал последние минуты мирной жизни, с рассветом на головы спящих людей посыпались фашистские авиабомбы... Выстояли. Победили. На Нюрнбергском процессе и многократно после него дали категоричную оценку бесчеловечной сущности нацизма. В цивилизованном обществе, кажется, навсегда должно быть выработано противоядие к звериной идеологии «истинных арийцев». Однако иногда так и застынешь в недоумении, заметив кем–то намалеванную на заборе свастику. Или поразишься беспамятству агрессивных молодчиков, призывающих убрать из Европы всех иммигрантов... Увы, рецидивы «коричневой чумы» иной раз касаются и Беларуси. Что за ними скрывается? Один из авторов «Спор–прогноза» видит в инцидентах с нацистским уклоном скорее инфантилизм, нежели «обыкновенный фашизм». Дескать, переболеют юные глупцы заразными идеями, но повзрослеют и одумаются. Оппонент, однако, не столь благодушен, полагая, что проблему нельзя пускать на самотек. А как думаете вы?


Обыкновенный инфантилизм


У того, кто сегодня всерьез рассуждает об опасности неонацизма в Беларуси, явно что–то с наручными часами. Или настенный календарь давно не дарили такому эксперту–аналитику. Либо будильника у бедолаги никогда не было — вот и проспал тему, которая действительно имела определенную злободневность во второй части 90–х — первой половине «нулевых». По Минску тогда рыскали летучие отряды местного филиала РНЕ, скинхеды прогитлеровского толка. В Витебске, Минске, Гомеле «скины» нападали на иностранных студентов. Те вооружались тем, что под руку попадется. Бритоголовые дрались с панками, анархистами, рэпперами, «наезжали» на африканцев и находились в сложных отношениях с радикальными группами «свядомых» националистов. И до поножовщины доходило: двое молодых вожаков «правых» патриотов погибли неизвестно за что в Минске. В Гомеле от ножевого ранения в драке с темнокожими обитателями общежития скончался местный парень...


Многие прогнозировали: у нас, если пустим дело на самотек, будет, как в России. То есть со временем начнутся серийные убийства мигрантов, нападения на кавказских торговцев, массовые драки с джигитами из–за лезгинки. Но, слава Богу, не срослось что–то там в аду у мстительного духа Адольфа Гитлера, не получился очередной блицкриг...


Конечно, сыграли свою роль превентивные акции правоохранительных органов — в том числе громкий процесс над витебскими скинхедами. Но главную причину кризиса и затем падения популярности т.н. НС–движения в нашей стране обозначу словами Высоцкого: «Настоящих буйных мало». Дело в том, что в «гитлерюгенде» начала 2000–х «идейных борцов, беспощадных к врагам рейха», были единицы. Да и то... Беседовал я как–то со «скинами» одной минской группировки. Скажу тебе, Роман, что любой боец Красной Армии на таких «фашистов» пули бы пожалел, а политрук средних способностей разагитировал бы недоумков за 10 минут. И пошли бы они, как тот бритоголовый герой фильма «Мы из будущего», в атаку с криком «ура».


Настоящая каша в голове у всех этих т.н. «воинов белой расы». Одни все не могут определиться: дуче или фюрера в кумиры избрать. Других заботит концептуальный вопрос: бить или не трогать африканских студентов? Вроде как валюту в страну привозят... Третьи гордятся подвигом славянского воинства, победившего захватчиков. Путаются в показаниях и по арабскому, и по натовскому вопросу. Система «свой — чужой» напрочь расстроена даже у вожаков. Сегодня симпатизируют арабам, которые против евреев, завтра — скандинавским «белым братьям», метелящим арабов.


Вчера они называли себя скинхедами, сейчас просто «белыми парнями», даже сторонниками здорового образа жизни! В 90–е носили берцы и куртки–бомберы, нынче в моде стиль casual: брэндовые бейсболки, плащевки. Stone Island, Fred Perry, Burberry, Lacoste, Lonsdale делают на уличных бойцах большие деньги. «Правого» сегодня можно вычислить не по свастике, а по голубым джинсам и белым кроссовкам, впрочем, так же одеваются и «левые» — заклятые враги из «антифа». И не удивляйся, если завтра какой–то «нацик» переметнется к «красным» (может и наоборот произойти). Или заведет приятелей среди хип–хопперов, запишется в анархисты. Все радикальные молодежные движения тянет нарушить табу, плыть против течения. Но в итоге таких кандидатов в бунтари поглощает рынок, подчиняют законы общества потребления. Даже начинаю думать, что один из немногих плюсов глобального товарного бума — вот эта способность «переварить» и выплюнуть даже такую отраву, как нацизм. Ведь рынок, масскульт интернациональны! Некогда обуржуазились панки, теперь вот жертвами гламура стали бритоголовые. Послушай, что обычно говорит нынешний подросток, играющий в наци–патриота, когда его застукивают за жестом а–ля «зиг хайль»: «Это не зигование. Салютование это. Древнее римское приветствие. И вообще, такой жест у нас означает: от сердца к солнцу. Типа респект и уважуха парням». Такая вот отмазка... Хотя какая ему разница — ведь это лишь позерство, мода. Завтра будет другая «фишка»!


«Нацикам» некогда прочили господство в околофутбольной фанатской среде, однако в Беларуси получилось наоборот. Все расовые предрассудки выветриваются из глупого паренька, когда к фан–сектору бежит праздновать победный гол темнокожий бразилец Ледесма. А помнишь, чем закончился инцидент с появлением на секторе фанатов минского «Динамо» плаката во славу Рудольфа Гесса? «Ультрас» после этого возложили цветы на площади Победы, даже лидеры «хулс» в интервью открестились от нацистской выходки. Хотя иные наши коллеги до сих пор ищут на «бело–синих» трибунах зацепки — вовсю раскрутилась тема неких зашифрованных «нацистских» цифр. Но это опять к вопросу об аналитиках, которые проспали информацию. Она уже давно устарела, но желание прослыть острым разоблачителем оказывается сильнее здравого смысла.


Прогноз:


В Беларуси неонацисты остались не у дел. Их призывы к борьбе с этнической преступностью в Беларуси выглядят искусственно. Правоохранительные органы обходятся без помощи хулиганья, прогуливающего уроки истории.


Обыкновенный нацизм


Меня пугает наш спор, Андрей. Совсем недавно я считал, что любые дискуссии о нацистской угрозе беспредметны: о чем тут спорить? Распространение национал–социалистической идеологии и символики противозаконно — это утверждение, не требующее доказательств. То есть аксиома, выведенная еще в 1946 году приговором Нюрнбергского трибунала и легшая в основу законодательств многих государств.


У нас же, думал я, не нужно вводить никаких специальных табу — они естественны, как правило ложиться спать без ботинок. Бессмысленно оговаривать запрет стрелять себе в голову, потому что может случиться дырка: это очевидно и без суровых предупреждений. Поэтому я полагал, что у нас — не Германия, где попытки нацистской пропаганды пресекаются Уголовным кодексом. У всякого белоруса есть врожденные инстинкты, обусловленные генетической памятью: услышал имя фюрера — вздрогнул; увидел эсэсовские руны — поморщился и с отвращением сплюнул; встретил человека в гитлеровской каске — немедленно огрел его оглоблей, если под рукой нет ТТ. Даже на уровне рефлексов, казалось мне, изображение свастики у любого человека должно вызывать физиологическое отторжение. Как кучка, пардон, собачьих экскрементов на тротуаре. Разве может быть два мнения, чем оно пахнет? Оказывается, может. Тема, которую человечество вроде бы раз и навсегда закрыло для обсуждений 65 лет назад, — опасно ли увлечение молодежи нацистской атрибутикой? — вдруг опять становится дискуссионной. И вот это — уже сам по себе пугающий факт.


Однако придется ответить. Раз уже бытует выраженное тобой мнение, будто все это — детские шалости, на которые не стоит обращать внимания.


В своих мемуарах немецкий дипломат Вольфганг Путлиц вспоминал о настроениях в Германии в 1933 году: «Никто из нас не принимал всерьез этих нацистов. В своем узком кругу мы рассказывали о них анекдоты и издевались над ними. Мы были уверены, что весь этот балаган не просуществует и нескольких месяцев и сам по себе потерпит крах». Спустя некоторое время ему пришлось жестоко корить себя за легкомыслие. В предвоенной Франции и Англии самодеятельных фашистов тоже считали смешными чудаками, пока не спохватились.


С теми давними заблуждениями западного общества, мне кажется, сильно перекликается твое нынешнее мнение о безобидности молодежных увлечений. Ну подумаешь, «зиг хайль»... Да? Скажи юнцу, что под этот клич сжигали его предков, — ухмыльнется. У него в голове действительно каша. Но ты забываешь о кашеварах. О тех, кто пользуется или может воспользоваться бардаком в юных мозгах.


В Германии не забывают. Там понимают, что распространенные во времена национал–социализма знаки отличия, символы и речевые клише — не игрушки. Они несут идеологически заряженную смысловую нагрузку — неизбежно отсылают к временам третьего рейха, когда были совершены тягчайшие преступления против человечности. Поэтому немцы ужесточают антинацистские законы. Сегодня там крикнул «зиг хайль!» — добро пожаловать за решетку. Недавно законодательно пообещали три года лишения свободы любому человеку, который даже в приватной беседе посмеет одобрить или оправдать акты насилия, совершенные при правлении национал–социалистов, либо — цитирую — «иные действия властей третьего рейха в манере, которая оскорбляет память жертв фашизма».


А у нас — ничего страшного?


От увлечения символикой — один шаг до изучения гитлеровской расовой теории, которая способна показаться не менее симпатичной, чем паучий крест. Отсюда полшага до избиения людей с другим цветом кожи. А некоторые теорию вовсе пропускают, переходя сразу к практике. Достаточно вспомнить так называемых «анархистов», над которыми недавно прошли суды в Бобруйске и Минске. Окружающие небось тоже не видели ничего страшного в том, что парни рисуют какую–то звезду в круге и бредят батькой Махно. Мол, перебесятся детки, вольются в «общество потребления». А они почему–то поступили вопреки твоим прогнозам: сожгли чужой автомобиль, забросали «коктейлями Молотова» здание КГБ, подожгли казино, пытались поджечь два банка... В итоге их поглотила тюрьма, а не рынок.


Юные нацисты, назавтра перекрасившиеся в футбольных фанатов; скинхеды, ставшие через день анархистами, — все они стоят в позе низкого старта перед любым уличным преступлением. Дай толчок — и пойдут дубасить темнокожих студентов или болельщиков другой команды. Вскидывая руки в нацистских приветствиях и размахивая флагом со свастикой.


А вина за это ляжет и на плечи тех взрослых людей, которые снисходительно посмеивались над «невинными увлечениями» молодежи.


Уже, похоже, досмеялись. Раз ты настолько не осведомлен о действительной ситуации с нацистскими увлечениями в Беларуси, я тебе расскажу. Читай во вторник в «СБ» материал об истинных масштабах явления. Там будет приведен и текст предсмертной записки нашей с тобой молодой землячки, покончившей с собой. Сегодня достаточно одного фрагмента:


«Мама, если ты прочитаешь это, не плачь. Я любила тебя, честно, не вру. Но еще больше я любила третий рейх и Гитлера, это мой бог... Будете хоронить — накройте меня свастикой».


Уже не смешно?


Прогноз:


Свастика станет привычным знаком на стенах наших домов и надгробиях наших кладбищ — если немедленно не будут приняты контрмеры. Попустительство и равнодушие в этом вопросе приведут к тому, что зреющая в головах молодых людей агрессия выплеснется на улицы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter