Иногда они возвращаются

Николя Саркози выбрал очень подходящий момент для возвращения
Такое действительно случается: политики крупного масштаба, не верящие или не знающие, что в “одну реку нельзя войти дважды”, возвращаются. Нечасто, но о таких прецедентах говорят долго (особенно, если возвращение оказывается удачным для политика и страны). Самое знаменитое такое возвращение было, пожалуй, в 1958 году во Франции. Тогда в обход всех демократических процедур премьер-министром страны был назначен Шарль де Голль, ставший впоследствии (но уже с соблюдением требуемых норм) президентом страны. Об истории возвращения де Голля (которого называют, как правило, “генерал де Голль”, подчеркивая его военное прошлое) во Франции сегодня вспоминают активно. Созданная генералом партия “Объединение в поддержку республики” остается влиятельной силой, теперь она называется UMP, что расшифровывается в одних случаях как “Союз за президентское большинство”, а в других “Союз за народное движение”. Лидером партии до недавнего времени был Николя Саркози — президент (а до того министр внутренних дел), недавно заявивший о возвращении в большую политику. Как в свое время де Голль, Саркози объяснил свое возвращение ухудшением политической ситуации в стране (де Голль вернулся в момент острого кризиса).


Саркози говорит, что его возвращение в большую политику — не вопрос политических амбиций (в наличии которых на самом деле никто не сомневается, так что обсуждать этот вопрос и смысла нет), а вопрос долга: “Франция разрушается. У меня нет выбора”.


Выбор на самом деле есть всегда, и в данном случае именно о выборах идет речь. Для начала — о выборах лидера партии (они состоятся в ноябре), а потом, в 2017 году, и о президентских. То, что Саркози вернулся для того, чтобы возвратить президентское кресло, никто не сомневается. Но победа не предрешена, и за нее предстоит побороться для начала внутри родной партии, которая после ухода воинственного Николя со своего поста так и не смогла найти ему достойную замену. Сейчас ею управляет триумвират — Ален Жюппе, Жан-Пьер Раффарен и Франсуа Фийон. Но для одной партии, ослабленной проигрышем на президентских выборах, трое — это слишком много, это почти анархия. Анархия для партии, намеренной бороться за первые строчки рейтингов, — непростительная роскошь. Саркози заявляет, что вернет партии былую силу, обещает в ближайшее время обнародовать программу преобразований UMP, представить новую руководящую команду и, весьма вероятно, даже новое название. Его цель ясна: ему нужна партия, способная стать отлично и слаженно работающей машиной на президентских выборах 2017 года. Пусть Франсуа Олланд, отодвинувший Николя Саркози от власти, трепещет.


Он и трепещет. Пока, может быть, не столько от возвращения Саркози в политику (хотя с этим фактором нынешнему президенту придется считаться каждый день и при каждой новой инициативе), сколько от собственных рейтингов. Таких низких у президентов Франции еще не было: всего 13 процентов. А это, как говорят специалисты, означает, что у него нет шансов выйти даже во второй тур выборов, где столкнутся, скорее всего, Марин Ле Пен и возвращенец в большую политику Николя Саркози.


К тому же неистовая Марин (а по силе энергетического воздействия она даст фору и самому Саркози) одерживает одну победу за другой. Буквально на днях ее “Национальный фронт” впервые в истории получил два места в Сенате. А до того отпраздновал победу на местных выборах и выборах в Европарламент. Теперь в Сенате Социалистическая партия, которую возглавляет президент Олланд, и другие левые партии потеряли доминирующее положение. Это означает, что им сложнее будет проводить обещанную социальную политику. А это в свою очередь неминуемо вызовет недовольство избирателей. Проводимая нынешним кабинетом министров политика вообще непопулярна, и без серьезных изменений в экономике избиратели вряд ли поддержат кандидата от ныне правящей партии. А тут еще бывшая “первая подруга” главы государства Валери Триервейлер выпустила скандальные мемуары, в которых Франсуа Олланд не выглядит приверженцем социалистических ценностей, да и вообще предстает не самым приятным человеком.


В общем, Николя Саркози выбрал очень подходящий момент для возвращения.


sbchina@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter