Как повышать престиж рабочих специальностей

Иногда мечты сбываются

В этом году на чемпионате рабочих специальностей EuroSkills–2016 в шведском Гетеборге соревновалось 30 команд со всей Европы.


Беларусь стала членом WorldSkills International (WSI) — «мирового первенства» — уже почти три года назад, проводятся республиканские конкурсы, наши команды выступают и на международном уровне. В Гетеборге нашей команды не было, за соревнованиями можно было следить по «Евроньюс». Я вот о чем подумал. У нас ведь как вечерком телевизор ни включишь — там шоу. Или конкурс. Или еще какая–нибудь феерия. Все поют. А некоторые даже пляшут.

То есть, делаю я вывод, сценаристы и режиссеры у нас есть: ну кто–то же это все придумывает и снимает? И, судя по качеству шоу, недорого. Значит, у Минобразования хватит денег, чтобы заказать профессиональный конкурс. «Лучший каменщик», «Вкусный пекарь», «Серебряный оператор машинного доения», «Золотой машинист специальных машин» — какие еще специальности востребованы? Минтруда подскажет.

Идем дальше. Если не самая крупная фирма может себе позволить дарить покупателям машины, то у БелАЗа точно должно хватить денег на достойный приз победителю «Лучший по профессии»! EPAM расщедрится, БМЗ подключится, гродненские табак с азотом подтянутся... Если торговля может, то промышленности сам бог велел? И Министерство сельского хозяйства в стороне не должно остаться.

Сценарий есть, призы есть. Телеканалы тоже есть. И не стоит заранее сокрушаться, что не будет рейтинга. Знаете, на что с радостью откликается наевшийся всего радиослушатель и телезритель? На простой человеческий разговор! Черный хлеб, оказывается, вкуснее всего.

И еще насчет рейтинга: а вы не отдавайте эту задумку в руки тех, кто уже на всяких шоу засветился и отметился. Мы же каждый день телевизор смотрим и выводы делать можем. Найдите тех, кому дело важнее денег, у кого глаза горят — тогда появится шанс.

Итожим. При желании можно сделать хороший профессиональный конкурс (линейку конкурсов) с привлекательными призами и неплохими рейтингами (а это, кстати, дополнительная реклама — деньги к деньгам). Звонкий, регулярный, обсуждаемый, желанный. И пойдут пацаны на «кровельные работы», а девчонки — на «мастер швейного производства», к примеру. И очередной EuroSkills через несколько лет примет Минск. Гостиницы, туристы, престиж страны — это все будет только плюс к повышению престижа нужных рабочих специальностей.

Но одна закавыка есть. Ни одной структуре по отдельности это не надо. И заводам–компаниям по отдельности — не надо. Да и не потянуть. А обществу в целом, думаю, надо. И как быть?

mukovoz@sb.by

Фото euroskills2016.com

Советская Белоруссия № 244 (25126). Вторник, 20 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter