Инновационные деньги надо тратить с умом

Репортаж с совещания у Президента

Полистал словарь экономических терминов. Вокруг много разговоров об инновациях. А что это, собственно, такое в классическом понимании? Умная книга объясняет: "вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии". Или "новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса". А вот важное уточнение: "определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий"...


Присутствуя на совещании у Президента, посвященном теме формирования инновационных фондов, вспомнил историю, как на редакцию крепко обиделось одно уважаемое минское предприятие. Наш журналист в статье усомнился в инновационном характере новой продукции завода. То есть для самого производителя действительно новой, но банальнейшей для рынка. Который уже с десяток лет, если не больше, завален импортными аналогами, причем лучших потребительских качеств. Где тут изобретательство? Где проявление крупного открытия? В чем прорыв?


Но деньги, собираемые в инновационных фондах, как говорится, всем миром, зачастую идут на финансирование именно таких "открытий". И вся эта система рождает массу вопросов. Президент перечислял: "Во-первых, из года в год сокращается количество предприятий, вносящих в них (инновационные фонды. - Прим. авт.) свои отчисления... Во-вторых, сокращается доля инновационных фондов в валовом внутреннем продукте... В-третьих, все меньшая часть этих фондов идет на финансирование инноваций. Так, в 2010 году более 50 процентов средств было направлено на финансирование капитальных вложений, а на научно-исследовательские работы и реализацию государственной программы инновационного развития - лишь 11 процентов. Примерно такая же картина была и в 2011 году"...


Странный перекос. Если уж совсем по-простому, то получается, что копили на "мозговой штурм", а вложили в стены... И при этом, обратил особое внимание Президент, около 418 млрд. рублей (примерно четверть средств, собранных в инновационных фондах в прошлом году) остались неиспользованными. А ведь ученые постоянно жалуются на недостаток финансирования. Руководители НАН и Госкомитета  по науке и технологиям сетовали на отсутствие механизмов освоения этих остатков. Но на резонное замечание Президента - почему не предложили варианты, ответа не нашлось...


К совещанию Правительство предложило свой проект реорганизации системы. Его суть в постепенном переходе от обязательных отчислений госпредприятиями процента от себестоимости к наделению субъектов хозяйствования правом формирования инновационных фондов из прибыли. Александр Лукашенко усомнился в эффективности такой, по сути, добровольной модели. Если уж и нынешняя обязательная не дает необходимого результата. И потом еще момент. Если раньше много говорили об ущемлении прав бизнеса в сравнении с госсектором, то здесь ситуация обратная. Частник от инновационного сбора освобожден. И, надо признать, в свое время это решение имело резоны. По давно устаревшей модели платили все, а получали только предприятия госсектора. И ладно бы разрабатывали и внедряли действительно суперновшества. А то возьмут деньги на инновации, пробурят, условно говоря, скважину и разливают минеральную воду. Какой бы бизнесмен отказался от госфинансирования такого ноу-хау? Отсюда и масса недовольных.


Дискуссия развернулась серьезная. Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон напомнил, что инновационный приоритет Президент обозначил, выступая на четвертом Всебелорусском народном собрании. И ставил при этом задачу развития новых форм - венчурного финансирования, страхования инноваций. Однако заметного движения в этих направлениях не просматривается. А что касается инновационных фондов, то откровенно бесхозяйственного отношения к его средствам, с одной стороны, как будто и нет. Просто они фактически трансформировались в инвестиционные. Инвестиции - дело, конечно, тоже нужное. Но все же тут речь об ином.


В ходе разговора проявились контуры более эффективной конструкции. Президент подытожил суть всех предложений. Правительству надлежит выработать новый механизм исходя из нескольких условий. Прежде всего четко и окончательно определиться, из чего делать отчисления - от себестоимости или из прибыли. Коль инновации - задача общегосударственная, значит, всех и каждого. Поэтому определенный вклад должны вносить все: и бизнес, и госсектор. Но при этом должен соблюдаться принцип справедливости. Коль все вносят в общую копилку, то и каждый должен иметь равный доступ к ресурсам. И если частник предложит прорывной проект, он вправе рассчитывать на поддержку из общей казны. Основными распорядителями средств будут отраслевые министры. А чтобы они не соблазнялись их тратить на чистые инвестиции в свои предприятия, необходимо выработать четкие критерии инноваций. То есть предельно ясно ответить на вопрос: что ими считать? Это станет основой для выделения средств. Премьер-министр будет наделен полномочиями перераспределения ресурсов инновационных фондов. Если одна отрасль окажется не готова освоить свою долю, а у другой есть многообещающие идеи, деньги должны работать на них. К тому же есть и крупные проекты государственного масштаба. Как не раз по ходу совещания образно заметил Президент - "космические". Обозначив тем самым уровень оценки перспективных ноу-хау. При этом Александр Лукашенко уточнил, что такого рода замыслы могут возникнуть на любом уровне. На госпредприятии, в частной бизнес-структуре или у отдельно взятого ученого. Система должна быть гибкой и оперативно разворачиваться навстречу каждой такой инициативе. Президент подвел черту: "Надо ликвидировать все нормативно-правовые акты по этому вопросу и создать один - однозначный и капитальный".


И еще важный момент. Бизнесу, судя по всему, не стоит опасаться роста налоговой нагрузки. Министр финансов Андрей Харковец выступил с таким суждением. Минфин при разработке бюджета на будущий год предполагал несколько понизить ставку налога на прибыль. К слову, уже не первый раз. В этом году она уменьшена с 24 до 18 процентов. По мнению А.Харковца, дальнейшее понижение можно пока приостановить. А дельту между рассчитанным пониженным значением и сохраненным существующим направлять на финансирование инноваций. Эта мысль возражений не нашла.


Как и главный посыл совещания. Материальные инвестиции должны стимулировать интеллектуальные. Тогда отдача увеличивается многократно. Причем не только в чисто экономическом ключе. Это само собой разумеется. Но интеллект - это еще имидж, статус и престиж всей страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
alex
.... и опеять это :сначала отобрать, потом поделить...а, делить буду я , когда решим сто один вопрос как почему и зачем!!!!! А просто ввести в бухотчетность: отчисления в "фонд развития" к примеру 5% от прибыли как это во всей Европе работает нельзя!!! И пусть он владелец потом сам решает куда ему эти деньги на ремонт , новое оборудование или новый продукт( само собой с помощью банка если это дорого стоит) Придуманная схема закомплесована и имеет ряд недостатков. Во-первых, когда решался в первый раз вопрос об иновационных деньгах частника еле еле удалось защититить от государства, которого хлебом не корми как лазить по чужим кошелькам несмотря на всю налоговую нагрузку(63%-это запредел!!!!).Что такое гос.сектор?-Госсектор это собственность государства, как субьекта правоотношения.Госсобсственность не значит всенародная собственность. В противном случае каждый гражданин должен был бы иметь право владения и распоряжения этим имуществом.НО... он же этих прав не имеет !!!!! Вот когда сподары вы поймете смысл МОЁ(частное ....) и Государственное-НЕ МОЕ ,которое находится во владении Государства как субьекта гражданского оборота и финансируется исключительно исходя из той прибыли, которую оно приносит или за счет заемных средств(как все участники реального сектора) вот тогда у вас все встанет на свои места. Не нужно путать с госструктурами(аппарат, администрация, армия,КГБ, милиция, Парламент,медицина,школа..... которые финансируются всеми участниками реального сектора, как частной формы собственновсти так и государственной. Налоги с доходов платим все !!)Не уясните этого, так и будете витать в неизвестных материях и изобретать то, что никому не нужно, перескакивая с одного на другое.НО!!! Без обид! Это мое видение вопроса.... и еще миллионов людей живущих по этим правилам. Кстати сказать неплохо живущим.А Харковец- сказал бы.... , да он и сам это знает бедолага.
АЮВ
Госпредприятия прожрут любые деньги. Под каким бы "флагом" они не выделялись: инновации, модернизации, инвестиции, дальнейшего совершенствования, обновления оборудования и проч. Слово придумайте сами. Частник - нет! Ему не спишут. Мелочи! Вопрос в другом. Где НАН? Где РУП НПЦ НАН? Где отраслевые НИИ и ОКБ? Трактора МТЗ-3022ДВ/ДЦ., МТЗ-2822, 2522, МТЗ-320, и проч. выпускаются уже около 7 лет. Разработаны раньше. Понимаю, при нашей технологической (конструкторской) отсталости и бедности, несмотря на СКИФ, создать свой двигатель проблематично и сложно. Бедность. Но фильтрующие элементы, что? Космические технологии? Или будем дальше болтать об импортозамещении зубочисток, памперсов и рукояток для лопат? Где "Дифа", "Эфатон", "Нафтан"? Мели Емеля - твоя неделя, про прорывные технологии на просторах СНГ. Э ведь эти тракторы совсем скоро будут основными взамен МТЗ-1221.
Петр,пенсионер
Уважаемый модератор,неужели я,что то высказал крамольной по представленному материалу,я же хотел как лучше,уж поверьте моему жизненному опыту и знаниям,ответьте по эл.почте comrad1950@yandex.by<br />
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости