Инновации — в учебный процесс

О важности науки в системе образования  говорит министр образования Беларуси Александр Радьков

Связь науки и образования бесспорна. Ведь именно система образования готовит будущих Циолковских, Менделеевых, Поповых, а также специалистов, которые реализуют инновационные принципы на практике. Кроме того, научный потенциал вузов страны работает и на реализацию государственных исследовательских научно-технических программ:  только за последние два года было выполнено 100 заданий по 26 таким программам. О важности науки в системе образования  говорит министр образования Беларуси Александр Радьков. 

— Не будет преувеличением, если я скажу, что половина докторов, кандидатов наук работает в системе высшего образования страны. Это те, кто преподает, а значит, воспитывает будущую элиту нашей страны. Именно поэтому для ученого системы высшей школы очень важно как самому проводить научные исследования, так и анализировать уже существующие новинки. Таким образом, с одной стороны, педагог вносит элемент новизны в учебный процесс, с другой, образно говоря, он «ретранслятор» — хорошо подготовленный специалист, который располагает информацией о современных научных мировых достижениях и через учебный процесс, практические занятия их адаптирует и доносит до студента. 

Если этого нет, нет и качественного учебного процесса. То есть преподаватели, которые готовят специалистов, должны быть изначально учеными, поскольку готовят специалистов на перспективу. И, безусловно, студенты должны владеть самыми современными научными знаниями, а также участвовать в исследованиях. 

Последнее крайне важно, поскольку наука – дело в том числе и молодых, и, как правило, самые неожиданные научные открытия делаются в этом возрасте. Студенты и аспиранты особенно продуктивны в этом смысле. Кстати, научно-исследовательская работа белорусских студентов развивается достаточно активно. Впервые в Беларуси организована постоянно действующая выставка научно-технических разработок студентов, в экспозиции которой представлено свыше 250 экспонатов по 11 научно-техническим направлениям. Обновлен действующий электронный банк студенческих научно-исследовательских работ. Сегодня он включает 1620 научно-технических разработок, из которых 20 % подготовлены студенческими научно-исследовательскими лабораториями (СНИЛ). 

Важна научная деятельность и для преподавателей, у которых, кстати, есть возможность вынести свои наработки на обсуждение с хорошо подготовленной студенческой аудиторией. 

Ни одна страна, и наша в том числе, не может обеспечить подготовку научных кадров, как и проведение научных исследований, по всем возможным направлениям. Это потребовало бы колоссальных затрат. Но использовать результаты научных исследований должны все. У нас – индустриальная страна, то есть мы работаем в области создания IT-технологий, современной электронной продукции, автомобилестроении и т.д. И научные исследования в этой области должны быть самыми современными, чтобы промышленность выпускала конкурентоспособные товары. Реализовать эту задачу возможно прежде всего через подготовку студентов. 

Кроме того, государство поставило перед нами задачу, чтобы вузовские ученые в содружестве с коллегами из Академии наук, отраслевыми учеными конструкторских бюро разработали совместные программы развития и реализации современных технологий. Также нужны самые современные исследования в социально-гуманитарной сфере, философии, экономической теории. Их результаты адаптируются и проникают в учебный процесс, находят свое отражение в учебной литературе, даже школьной, в подготовке кадров. 

Для нас очень важен нынешний съезд. Мы видим: пришло время решить ряд важных вопросов. В их числе — взаимосвязь научных исследований и развития производства, взаимодействие вузовских ученых с конкретными заказчиками-предприятиями, отраслью сельского хозяйства, получение максимальной отдачи на практике от результатов научных исследований. Также важнейшими вопросами являются привлечение молодежи в науку, подготовка молодых научных кадров и развитие их потенциала. 

Можно ли спланировать открытие? И как это сделать? Никто не в силах ответить на эти вопросы. Не менее сложно заранее знать, чем оно обернется. Но предвидеть это – научная интуиция, которая достигается через интеграцию научных исследований и знаний. Так складываются инновации. Для нашей страны это очень важно, ведь у нас реализуется программа инновационного развития. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter