Инновации как гарантия роста товарооборота

Наращивание объемов розничного товарооборота – один из основных показателей работы отраслей торговли и общественного питания. Вложение инвестиций в наиболее эффективные и окупаемые проекты позволит увеличить в 2008 году темпы роста до 111 процентов

Наращивание объемов розничного товарооборота – один из основных показателей работы отраслей торговли и общественного питания. Вложение инвестиций в наиболее эффективные и окупаемые проекты позволит увеличить в 2008 году темпы роста до 111 процентов. Об этом беседа с начальником управления торговли Белкоопсоюза Павлом Кохно (на снимке).  

— В качестве приоритета Правлением Белкоопсоюза выработана стратегия развития типовых объектов с торговой площадью 500 квадратных метров и более. Их создание планируется в городах областного подчинения, областных, а также районных центрах, где до сих пор потребительская кооперация не имеет монополии. Это такие города, как Лида, Осиповичи, Могилев и другие. В их розничном товарообороте потребительская кооперация занимает всего лишь 4—5 процентов. Деньги жителей этих населенных пунктов проходят мимо кассы потребительской кооперации, не работают на увеличение темпов роста розничного товарооборота. Теперь определены источники финансирования, проектно-сметная документация, что позволит укрепить позиции потребительской кооперации на данной территории. 

Второе направление – реконструкция и модернизация универсамов, 22 таких магазина с торговой площадью до 200 квадратных метров уже работают. Лучший магазин в районном центре должен принадлежать потребительской кооперации – он должен быть на самообслуживании, оснащен компьютерными сетями, иметь выносной холод. Ныне в универсаме Дзержинска устанавливается компьютерная система, внедряются современные подходы, которые уже позволили нарастить ежемесячный товарооборот с 70 до 330 миллионов рублей. Компьютерное обеспечение  в обязательном порядке подразумевает безналичную торговлю по пластиковым картам, торговые предприятия в райцентрах также оснащаются  современным холодильным оборудованием. Его явно недостаточно, невзирая на заверения руководителей на местах о выполнении программы «Холод». Динамично развивающийся рынок и торговые технологии, ассортиментная политика вынуждают нас ранее установленное холодильное оборудование передавать сельским магазинам. Взамен торговые предприятия в райцентрах и городах мы будем оснащать современным холодильным оборудованием. 

— Будет ли продолжено строительство ранее оправдавших себя мини-магазинов? 

— В 2007 году мы открыли более 120 таких магазинов. Причем  такого типа магазины следует открывать как в спальных районах областных городов и райцентров, так и в агрогородках, вдоль  автомобильных трасс.  

— За счет каких факторов будет повышена эффективность торговли непродовольственными товарами? 

— Необходимо принять меры по совершенствованию товаропроводящей сети универмагов, специализированных магазинов, отделов в сельской местности. Это повысит эффективность работы торговых объектов, реализующих непродовольственные товары. И в первую очередь универмагов. К примеру, председатель Глубокского райпо Марина Толкач поставила перед собой задачу довести до уровня современных стандартов трехэтажный универмаг. На первом этаже уже внедрено программное обеспечение, безналичные расчеты по карточкам – это первый универмаг в системе потребительской кооперации страны, где внедрены подобные инновации. Согласно реализации государственной программы в 2008 году более чем в 30 универмагах мы должны установить кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы. Совместно с предприятиями будет продолжена работа по созданию фирменных секций. Мы можем в разы увеличить продажу непродовольственных товаров, но для этого необходимо создать эффективно работающие промторги, в состав которых будут входить современные торговые объекты. Унитарные предприятия позволят нормализовать расчеты с производителями и поставщиками непродовольственных товаров. 

— Будет ли в числе приоритетов развитие сферы общественного питания, которое должно стать не только качественным, но и доступным по цене? 

— Рестораны, кафе, кафетерии, предприятия придорожного сервиса должны производить и продавать собственную, в том числе обеденную, продукцию. Надо уходить от работы на покупных товарах, меньше заниматься сопутствующей деятельностью. Основой общепита во все времена была кухня – она должна производить и поставлять свою продукцию потребителю. К примеру, предприятия кулинарии в Зельве, Дятлове, Червене за счет производства собственной востребованной продукции общепита нарастили объемы и привлекли внимание  покупателей. Модернизация кондитерских цехов на пути реорганизации системы общепита должна быть одним из главных направлений этой работы. Мы должны реализовать идею создания специализированных кафе и ресторанов. 

— Что имеется в виду? 

— Речь идет о создании, к примеру, пивных ресторанов, где, кроме собственной и кулинарной продукции, будут представлены всевозможные закуски и свежее разливное пиво разных сортов и производителей. Мы очень тесно работаем над этим вопросом с отечественными производителями пива, в частности, ОАО «Криница». 

Экономические и финансовые службы регулярно упрекают потребительскую кооперацию в том, что общепит работает неэффективно. Дескать, в ресторанах задействовано много специалистов, поваров, хотя объемы производства и реализации невысоки. В данном случае мы изменили стратегию – ресторан должен стать производственной базой для изготовления собственной продукции, в том числе и кулинарных изделий. Затем эта продукция должна реализовываться в сети общепита и торговли. Тем самым за счет увеличения нагрузки на поваров мы сохраним рабочие места и увеличим эффективность работы ресторанов. Кухня должна работать не только на посадочные места ресторана, а на все объекты общественного питания, включая объекты розничной торговли, которые продают собственную продукцию. Необходимо совершенствовать прежние и создавать новые небольшие объекты общественного питания: закусочные и бутербродные, кафетерии, которые за счет своей мобильности имеют наибольшую эффективность.   

— На итоговом заседании Совета Министров остро обсуждались недостатки в организации придорожного сервиса. Как будет реализовываться Белкоопсоюзом программа развития придорожной торговой сети в 2008 году? 

— Из работников аппарата Правления Белкоопсоюза, а также облпотребсоюзов создана оперативная бригада по обследованию важнейших трасс Брест—Москва, Санкт-Петербург—Одесса, Вильнюс—Гомель—Киев и так далее. Она выработает четкие мероприятия по развитию придорожного общепита и торговли. В соответствии с утвержденными стандартами все придорожные объекты должны иметь единое рекламное оформление, торговый бренд, который будет визитной карточкой потребительской кооперации. Мы не должны бояться подчеркивать тот факт, что Белкоопсоюз как мощная корпорация стремится создать в этой сфере достойную конкуренцию. 

— Важнейшее звено в системе потребительской кооперации – оптовые базы. Как будет совершенствоваться их работа? 

— Ныне сложилась ситуация, когда на прежних площадях при существующем технологическом обеспечении мы не в состоянии наращивать объемы. На некоторых базах складское хозяйство не позволяет справляться с объемами оборота, который доведен до оптовиков. Вследствие чего не выдерживается схема товародвижения, доведенная Правлением Белкоопсоюза: республиканский опт — межрайонный опт —  райпо. К примеру, начала эффективно работать Слуцкая оптовая база, которая нарастила ежемесячные объемы с 2 до 7 миллиардов рублей. Однако площадей там уже не хватает, весь товар устанавливается на поддонах в один ярус, стеллажное оборудование из-за изношенности демонтировано. Нет в хозяйстве в достаточном количестве погрузочно-разгрузочных механизмов, в частности, электрокаров. На межрайбазах и торгово-распределительных складах не сломана порочная практика, когда представители райпо приезжают сюда за товарами, а не база развозит своим транспортом товары по магазинам. Это логистика, давно просчитанные и проверенные практикой схемы. Директор базы не должен сидеть в ожидании, когда к нему приедет автомашина из райпо, а проводить ассортиментную политику и заявочную работу по продвижению товаров в розничную торговлю. Один из механизмов совершенствования опта — работа торговых агентов, оснащенных карманными персональными компьютерами. Агент, находящийся в магазине за 20—30 километров от складов базы, при помощи КПК может в кратчайший срок сделать заявку на недостающий товар. База, получив ее, формирует отборку и отгрузочные документы с последующей доставкой товара в экспедиционную зону. В марте текущего года вся эта технология будет показана на примере работы гомельских универсальных баз. Мы долго изучали опыт белорусских, российских, шведских оптовых операторов и теперь вплотную подошли к его внедрению в нашей системе.   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter