Инновации, инвестиции, современные методы хозяйствования

На этих трех китах будет держаться в ближайшей перспективе...

На этих трех китах будет держаться в ближайшей перспективе экономическое благополучие системы потребительской кооперации

В бытность СССР потребительская кооперация представляла собой достаточно замкнутую, консервативную систему, осуществлявшую хозяйственную деятельность по своим внутриведомственным уставам. Ее даже сравнивали с государством в государстве. И хотя, как известно, любое сравнение хромает, какая-то толика истины в таком утверждении имелась. Сейчас, конечно, иные времена, и действовать приходится в соответствии со складывающейся обстановкой, гибко реагируя на изменения рыночной конъюнктуры. По большому счету, Белкоопсоюзу удается удерживать ситуацию под контролем, успешно справляться с возложенными на него задачами по удовлетворению потребностей обслуживаемого населения в товарах и услугах. Тем не менее, по мнению участников отчетно-выборного общего Собрания представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ, стиль и методы работы должны постоянно совершенствоваться и максимально отвечать предъявляемым требованиям. В этом — залог успеха в укреплении позиций потребительской кооперации на традиционных рынках.

Владимир ГОРБАТЫЙ, первый заместитель председателя правления Могилевского облпотребсоюза:

— Система потребительской кооперации Могилевской области обслуживает 441 тысячу человек – 40,4 процента от всего населения. При этом 58 тысяч человек проживают в 1430 малых населенных пунктах. Их обслуживание осуществляется через 72 автомагазина. Основная доля расходов, низкие объемы товарооборота приходятся именно на эти населенные пункты. Для покрытия убытков от деятельности таких магазинов правление облпотребсоюза приняло решение развивать торговую сеть в райцентрах и крупных городах.

Должен сказать, что ежегодно сельское население области уменьшается. Только в 2009 году оно сократилось на 8,5 тысячи человек, в результате чего потеряли около 12 миллиардов рублей товарооборота. Это и подтолкнуло нас принять решение по открытию торговых объектов в крупных городах. Например, за счет приобретения в октябре 2009 года у компании «Дедново» в городе Бобруйске по одному торговому объекту Кировское и Бобруйское райпо сегодня получают дополнительно в среднем около 300 миллионов рублей товарооборота ежемесячно. Эстафету приняли Белыничское и Могилевское райпо, открыв магазины в областном центре. И вот результат: товарооборот в городе Могилеве возрос на 45 процентов к прошлогоднему периоду.

Впервые в практике потребительской кооперации нами организована работа аптек по продаже товаров медицинского назначения. В настоящее время в Могилеве функционируют четыре такие аптеки. За четыре месяца их товарооборот составил 310 миллионов рублей. В перспективе запланировано открытие на площадях потребкооперации в каждом райцентре не менее одной аптеки. Также рассчитываем при поддержке Белкоопсоюза открыть аптеки в городе Минске.

Николай КРИВЕЦКИЙ, заместитель председателя Брестского облисполкома:

— Прошедший год был сложным и напряженным как в целом для области, так и для потребкооперации. К сожалению, не обеспечены прогнозные параметры роста по розничному товарообороту и производству потребительских товаров. Однако потребкооперация области упрочила свои позиции на потребительском рынке. Удельный вес ее товарооборота в товарообороте области составил 21,7 процента (это самый высокий показатель среди облпотребсоюзов) и увеличился на 0,8 процента по сравнению с 2008 годом.

Сегодня реальность такова, что никто, кроме потребкооперации, не будет глубоко и стабильно заниматься торговлей на селе. Агрогородки – наиболее перспективное направление приложения усилий кооператоров. Здесь заметен рост доходов населения, и, соответственно, увеличиваются возможности людей в реализации своих потребностей. В 2009 году в области в 40 агрогородках введено 76 предприятий торговли и общественного питания. Многие из них строились с привлечением бюджетных средств. Например, в деревне Любань Лунинецкого района на ремонт и реконструкцию магазина ТПС и кафе было затрачено 315 миллионов рублей, в том числе возмещен за счет областного бюджета 71 миллион рублей. Объем продаж по этим объектам увеличился на 35 процентов.

Личные подсобные хозяйства являются вторым по значимости источником доходов на селе. Сегодня в области насчитывается 208 тысяч таких хозяйств. За 2009 год организациями Брестского облпотребсоюза за сданную сельхозпродукцию выплачено населению 37,2 миллиарда рублей, или на 16 процентов больше, чем в 2008 году. Считаю, что потребкооперации следует повсеместно переходить на форму заказов сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских хозяйствах. Для этого необходимо проводить совместную с органами местной власти работу по выявлению трудоспособных граждан, имеющих навыки выращивания качественной продукции, средства механизации. Необходимо возродить прежнюю практику подворных обходов с заключением договоров на гарантированный закуп потребительской кооперацией выращенной населением продукции.

Тамара ВОРОБЕЙ, председатель правления Ивацевичского райпо:

— Наше райпо – это многопрофильная организация, осуществляю-щая несколько видов хозяйственной деятельности, это государство в государстве: продаем, производим, закупаем, кормим, учим, возим, строим, заготавливаем, оказываем платные услуги, экспортируем… Совокупный объем деятельности в среднем в месяц превышает 10 миллиардов рублей. Реализация товаров в расчете на одного жителя сложилась на уровне 130 тысяч рублей. Ниша, занимаемая потребительской кооперацией в районе, составляет почти 60 процентов. Обеспечена положительная динамика развития во всех отраслях дея-тельности, укрепилось финансовое положение организации. Чистая прибыль за четыре месяца текущего года – свыше 700 миллионов рублей, причем большая половина получена в торговой отрасли.

Полученные результаты достигнуты благодаря ежедневной работе с товарной массой, осуществлению контроля за поступлением товаров и управлению товарными ресурсами. До каждого магазина доведен рабочий ассортимент товаров, согласно которому, учитывая также спрос и предварительные заказы населения, подаются заявки на оптовую базу. Мы практически ушли от экономического балласта – заказа товаров по телефону. Только личная отборка заведующими магазинов на складах опта, непосредственная работа с оператором позволяют сразу же производить выписку товарно-транспортных накладных на отобранный товар. Для того чтобы оптовое звено не допустило перебоев, сужения внутригруппового ассортимента, осуществляется ежедневный контроль за наличием товаров на складах через автоматизированный учет. Принимаются все меры по соблюдению утвержденных нормативов по неснижаемому товарному запасу. Завоз товаров в опт производится небольшими партиями транспортом поставщика и за его счет.

Минувший год был очень сложным. Но из кризиса можно выйти более сильным, если провести структурные и инновационные изменения, создать эффективные рабочие места, повысить производительность. Результатом такой работы стал универсам «Ивацевичский». Вложенные в него (не без оглядки) финансовые средства дают весьма позитивные результаты. Темп роста розничного товарооборота составил почти 143 процента в сопоставимых ценах. Нагрузка на одного работника прилавка – свыше 30 миллионов рублей. Внедренная компьютерная система учета товародвижения и денежных средств «Супермаг» позволяет ежедневно контролировать и анализировать все стороны работы объекта – товарные запасы, приоритетные товарные группы и поставщиков, почасовую продажу и т.д. Для улучшения торгового обслуживания в универсаме используется система скидок при достижении установленного суммарного порога покупок. Дисконтная карта «Накопительная» выдается покупателям при совершении разовой покупки на общую сумму 150 и более тысяч рублей.

На потребительском рынке стремительно появляются все новые виды товаров. Кооперация района тоже не остается в стороне – компьютерная техника, мобильные телефоны, электроинструменты широко представлены в торговых предприятиях. Однако возникает проблема с их качественной реализацией. Дело в том, что продавец не всегда может компетентно объяснить покупателю все функциональные возможности и технические характеристики предлагаемого товара. А одна из причин этого – отсутствие в учебных заведениях специальной подготовки по данному вопросу. Слабая креативность трудовых ресурсов зачастую приводит к низкой эффективности продаж. Хотелось бы, чтобы образовательный процесс шел в ногу со временем, так как известно, что важным фактором экономического роста является человеческий капитал.

Ирина КУСТИКОВА, заведующая магазином «Универсам», г. Горки:

— В недалеком прошлом мы сетовали на дефицит товарного ассортимента. Сегодня же акцент делается на конкретного поставщика, упаковку товара и его цену, условия расчетов, возможность замены и возврата. Кроме того, необходимо проявить искусство продажи, применять современные технологии выкладки товаров, рекламы, уметь варьировать ценами, предоставлять скидки. Эти критерии и составляют основу для конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.

Горецкое райпо взяло курс на усовершенствование торговых процессов. Уже четыре торговых предприятия, например, оснащены компьютерными системами. Из общего объема товарооборота райпо 57,7 миллиарда рублей их оборот составляет 13,8 миллиарда, или 24 процента, а в объемах продаж городской торговли – 37,9 процента. Среднемесячный товарооборот магазина, которым я руковожу, в текущем году обеспечен в сумме 550 миллионов рублей, или 16,1 процента оборота потребительской кооперации в городе и 10,3 процента – в обороте райпо. По объему товарооборота на один квадратный метр наше предприятие занимает седьмое место в республике среди аналогичных такого же уровня.

Свою лепту внесло и открытие кафетерия в магазине на двенадцать посадочных мест. Установка конвекционной печи для выпечки свежих круассанов и булочек с различными начинками позволила дополнительно иметь товарооборот 25 миллионов рублей в месяц.

Экономический эффект работы предприятия налицо. Отдача на один рубль капитальных вложений составила за 2009 год 0,25 рубля, достигнутый объем товарооборота обеспечил получение чистой прибыли за отчетный период 98,7 миллиона рублей, рентабельность – 2,1 процента. А самое главное, что с открытием нашего магазина и в последующем еще трех объектов возрос имидж потребительской кооперации в городе и районе.

Алла НАУМЧИК, ректор Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации:

— Потребительская кооперация республики имеет многоуровневую, интегрированную систему образования, которая представлена университетом и 7 колледжами. На всех уровнях кооперативного образования ежегодно обучается 24,5 тысячи студентов и учащихся. Широкий спектр ежегодно обновляемых специальностей и специализаций, выгодное территориальное размещение, высококвалифицированный педагогический персонал, инновационные образовательные технологии делают привлекательным кооперативное образование для молодежи, обеспечивают достаточно высокий рейтинг образовательных учреждений и их конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Однако в последнее время наблюдается тенденция к сокращению удельного веса студентов, обучающихся по заказам потребительской кооперации. Так, доля студентов, обучающихся за счет средств потребительской кооперации в университете, сократилась в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 4,5 процентного пункта, с 23,4 до 18,9 процента. В текущем учебном году во всех учреждениях образования Белкоопсоюза за счет средств потребкооперации обучается 4 тысячи человек – 16,6 процента от общего контингента обучаемых.

В целях эффективного использования учебно-лабораторной и материально-технической базы, сохранения кадрового потенциала учебные заведения расширяют прием студентов и учащихся на платной основе по договорам с физическими и юридическими лицами, увеличивают набор иностранных граждан. Объем образовательных услуг за 2009 год составил 29,6 миллиарда рублей, или 50,6 процента в общем объеме услуг Белкоопсоюза. За период с 2005 года рост более чем в два раза. Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг учебных заведений традиционно занимают услуги университета – свыше 50 процентов. Среди средних специальных учебных заведений наибольший объем платных услуг в минувшем году оказали Минский торговый, Молодечненский торгово-экономический и Барановичский технологический колледжи.

Учебные заведения Белкоопсоюза уделяют большое внимание сотрудничеству с заказчиками кадров по формированию требований, предъявляемых к специалистам. Так, в университете в настоящее время подготовка специалистов осуществляется по двум направлениям образования: «Экономика» и «Управление», 11 специальностям и 22 специализациям. Анализ учебных планов показывает, что в целом от 13 до 28 процентов учебного времени отводится на изучение дисциплин кооперативного профиля. Следует отметить, что наиболее эффективна интеграция среднего специального и высшего образования в системе Белкоопсоюза. Так, удельный вес выпускников, подготовленных за счет средств потребительской кооперации по сокращенному сроку обучения за период с 2002 года составил 55 процентов – более 5 тысяч человек. Из общего числа выпускников очной формы получения образования 35 процентов обучались по сокращенному сроку. Выпускники заочной формы получения образования обучаются в основном на базе среднего специального образования по сокращенному сроку, их доля за последние девять лет составила 72,9 процента. Примечательно, что в настоящее время многие руководители и специалисты системы потребительской кооперации имеют диплом университета.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter