Как развиваться бизнесу в регионах: члены Совета по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме обсуждали эту тему в Молодечно

Инициатива двигает глубинку

В Минской области ра-ботают 58 тысяч частных компаний и ИП. В прошлом году они перевели в консолидированный бюджет 1,3 миллиарда рублей и почти на 40 процентов наполнили областную казну. В 15 районах области акцент сделан на развитие малого бизнеса. Но хотелось бы его дальнейшего роста. Особенно в глубинке, вдали от крупных трасс. Чтобы нащупать точки роста, Миноблисполком совместно с Минским областным и районными советами по развитию предпринимательства начал проводить выездные заседания. Первое из них состоялось в Молодечно. Оказалось, что в целом предприниматели жизнью довольны. А волнуют их извечные проблемы: сложное земельное законодательство, высокие платежи в ФСЗН, а в Вилейском районе — экологические разрешения.

В цехах молодечненского предприятия «Дилис Косметик» создается продукция, которая расходится по всей стране и идет за ее пределы.
mgazeta.by
 

От проекта до объекта

Выступление члена Совета по развитию предпринимательства при Вилейском райисполкоме Дмитрия Бобрика блистало идеями. Интересными по сути, но весьма глобальными по исполнению. Его родной район — край заповедный, омываемый водами Вилейского водохранилища. И предприниматель видит вполне логичным развивать туризм. Домиков настроить рядом с водой, хороший ресторан сделать… «У меня знакомые из Минска готовы туристов на яхтах и вертолетах возить», — утверждает Дмитрий Бобрик.

mgazeta.by

Но пока это только проекты. Нет, экотуризм в районе есть. Он мог бы развиваться дальше, если бы участки земли рядом с водохранилищами под кемпинги и другие досуговые сооружения выделяли без аукциона: слишком долго оформляются.

Соответственно, с Вилейского водохранилища, из которого Минск вроде бы водой уже не снабжается, но оно считается резервным для столицы, сняли бы статус природоохранной зоны. Ибо сейчас запрещено рассекать водную гладь на мощном моторном транспорте: ограничение — не более 5 лошадиных сил. Дмитрий Бобрик принес на заседание еще одно интересное предложение: часть прав на выделение земли передать районным Советам депутатов. Мол, они знают местную специфику, их не проведешь.
Сергей Железняк

Возможно, земельный вопрос и справедлив. Но он очень тонкий. Одно неправильное законодательное движение — и страна получает класс рантье, которые вовремя «наскочили» на лакомые наделы. Ведь бизнес хочет без конкурсной основы землю, да еще в собственность, не где-нибудь, а в крупных городах или поблизости от них, в красивых природных ландшафтах или у обочины крупных транспортных магистралей. Словом, самые котируемые гектары.

На самом деле получить у нас землю не так уж и сложно. Председатель комитета по экономике Минского облисполкома Сергей Железняк отметил: на местном уровне сделано все или почти все. И сегодня для производства в удаленных районах можно приобретать участки без аукциона. Что касается наделения полномочиями местных депутатов, то председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич идею как таковую не критиковала. Но четко и емко объяснила: для ее реализации необходимо изменять все земельное законодательство и массу других нормативно-правовых актов. Вывод: концепция явно не для оперативной реализации.

Варианты есть всегда

Жанна Тарасевич.
Своими личными сложностями с аудиторией поделился председатель Совета по развитию предпринимательства Молодечненского райисполкома Василий Чаевский. И снова речь пошла о земле, но в новой плоскости. Предприниматель развивает собственное производство, прикупил ремонтно-строительный узел. Думал разместить там мастерские для производства дверей. Но оказалось, нельзя менять функциональное назначение здания без его реконструкции. Даже вывеску поменять запрещается. Словом, изменить назначение здания — долго и дорого. А в чем смысл, бизнесмен не может понять: в его здании у предыдущего собственника располагалась кислородная станция — оборудование намного опаснее, чем его станки.

Проблема земельного функционала оживила зал. Особенно производственников. Ибо в отношении офисных, торговых и общепитовских объектов Декрет № 7 ввел ряд законодательных послаблений.
Сергей Найдович

Вопрос весьма серьезный. Сергей Железняк попросил предпринимателей не забывать: все-таки предприятия и цеха строились исходя из генплана. И тогда, и сейчас действует ряд ограничений. Нельзя в жилых кварталах, например, располагать химическое и даже некоторые виды пищевого производства. Член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Андрей Смоляр предложил рассмотреть на республиканском уровне компромиссный вариант: если участки привязывать не к функционалу, а к ограничениям. Например, нельзя хранить взрывоопасные вещества или такое производство размещать. А остальные виды деятельности доступны всем желающим. Словом, использовать принцип: что не запрещено, то разрешено.

Правда, прозвучал на заседании и призыв предпринимателей не страдать правовым нигилизмом и перед выкупом имущества проверить его характеристики, функционал, ограничения. Привели пример, как предприниматель в Минске купил 200 «квадратов» за 10 тысяч долларов. Думал сделать из цокольного помещения склад. Оказалось, нельзя. Либо надо углубиться в землю на полметра. А для этого необходимо реконструировать все здание, которое является, кстати, общежитием. Все-таки надо быть и повнимательней, и к услугам юристов и технических специалистов почаще прибегать.

Согласие на местном уровне

В целом предприниматели высоко оценивают местные власти и их участие в судьбе бизнеса. Но оказалось, что некоторые деловые люди перегибают палку и свои желания рассматривают вне всякого правового поля. А потом жалуются. Один индивидуальный предприниматель из Логойска написал обращение во время «Большого разговора с Президентом». Мол, его чуть ли не бизнеса лишили. В Логойском районе Минской области стали внимательно разбираться в ситуации. Оказалось, что он в местном комбинате бытового обслуживания арендовал прачечную: и помещение, и оборудование, и коммуникации. Сначала договор был на три года, потом — на год. А дальше комбинату по логике развития самому понадобилась прачечная. Предпринимателя предупредили об окончании договора в прописанный в нем срок. Он обиженно удалился, оставив долг в 300 рублей за аренду и 7500 рублей — за электричество. Словом, вообще некрасивая история получилась. Сейчас местный Совет по развитию предпринимательства помогает скандалисту найти новое помещение. Впрочем, местные власти тоже предложили другие помещения. Но они предпринимателя не устроили.

femme-today.info
Председатель Совета по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме Сергей Найдович призвал своих коллег рассматривать подобные казусы на местном уровне. Вспомнил пример из собственной практики: фермер обил пороги всех инстанций — ему не дают 60 гектаров угодий. Мол, овощная фабрика их неэффективно использует, а он рачительный хозяин… На деле оказалось, как утверждает Сергей Найдович, предпринимателю больше 2 гектаров и не надо было. Кто-то из знакомых якобы из своего опыта подсказал: проси больше, дадут на порядок меньше. Так и пытался упорствовать в своих заблуждениях. С ним в совете беседовали четыре часа. И Сергей Найдович утверждает: когда дело начинают разбирать предприниматели, их слова якобы обиженная сторона воспринимает совершенно по-другому, нежели должностных лиц. Поэтому роль этакой мировой судебной власти у местных советов велика.

volchkov@sb.by

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter