Технологии предполагают деньги. Информационные технологии — большие деньги

Инфоспецназ

«Не надо думать, что все сейчас решается в интернете, — сказал Александр ­­Лукашенко журналистам. — Но не использовать интернет глупо».

И немедленно эту цитату потащили к себе две партии: остро- и тупоконечники, как сказал бы писатель Джонатан Свифт.

* * *

Одни не желают разбираться с непонятным и непонятым, пугающим и отталкивающим интернетом. Не хотят осваивать новые технологии.

И получается «Дана Молл», если брать из последнего белорусского. Потому что многие подростки-тинейджеры только интернет и смотрят, только на кумиров тик-тока их и можно бездумной толпой собрать. Они там потопчут друг друга, а взрослые и знать не будут, если в интернет не смотрят.

Или как в Дагестане, если из последнего российского. Республику в последние дни раскачивали на протесты десятками «источников», гнавшими контент по темникам-методичкам в заранее выбранный и раскрученный телеграм-канал.

Не хотите заниматься интернетом, не учите уроки — получите повтор белорусского лета 2020‑го.

Вот как раскачивали на протесты Дагестан: десятки «источников», гнавшие контент в заранее раскрученные телеграм-каналы.

* * *

Другие, наоборот, полагают, что интернет-то и есть самое главное. Как, например, писатель Всеволод Непогодин. Уроженец Бобруйска, житель Одессы, гражданин Украины, бежавший оттуда извилистым маршрутом в Беларусь.

Непогодин нынче в моде и на всех площадках, куда его приглашают, не устает рассказывать об «экстравертности белорусов» (имея в виду закрытость и замкнутость), которая мешает им продавать смыслы и визии, концепты, конструкты и нарративы.

Те, кто с ним согласен, алчут «журналистики особого назначения». Адреналина, видимо, не хватает, шпионские романы заснуть не дают. «Мне бы саблю да коня да на линию огня, а писать про сев озимых — энто все не про меня…»

Вновь и вновь в журналистском сообществе, на ток-шоу, в разговорах с экспертами поднимается и обсуждается тема «белорусского ЦИПСО», центра информационно-психологических специальных операций, если переводить с нато-украинского. Есть он или нет? Нужен он нам или не нужен?

И больше того, меняться ли нам, белорусам, ментально и внутренне? И даже: догоняя в этом преуспевших украинцев?

* * *

Давайте я попробую изложить свой совковый, олдовый и заскорузлый (как мне это описали со стороны) взгляд.

ЦИПСО по направлению вовне — это забрасывание оппонента (противника) фейками (какашками). Не только это, но это — обязательно. В первую очередь обрабатывать его население. Живых людей, которых, следовательно, не жалко. И которых надо, что вытекает, разучиться считать за людей.

Собственно, как и наши нехтомотольки, выводя поддавшихся на улицы, строя их в колонны, указывая маршруты и командуя поведением, людей в своих земляках не видели. Они для борцунов, сидевших за границей, были юнитами. Фигурками. Элементами технологий. Пратэстным мясом.

Это не только я утверждаю. Это заметила (еще в июле 2020‑го!) даже тогдашняя икона «протестунов» Виктор Мартинович: «Будзьце адказнымі. Беларусь — не World of Warcraft» («Все внизу», 16.07.20, «Потрясатели вселенной», 15.12.20).

Иначе говоря, ЦИПСО вовне — это расчеловечивание. Их. Но и себя одновременно с «ними» (ябатьками ли, орками ли, кто следующий — узкоглазые?). И что нам потом с таким персоналом делать? Потом ведь обязательно наступит…

* * *

ЦИПСО по направлению внутрь — это ложь своим. Всему своему народу, сверху донизу, под угрозой прислать бандеровцев, заметив даже гримаску недоверия.

Сначала ложь про ненужность эвакуации. Потом — ложь про потери. Ложь про «живой щит» из населения. Ложь про Бучу и про Змеиный. Ложь по любому поводу, лишь только начнется очередное утро, по принципу, технологически отработанному еще в шоу-бизнесе: «пипл схавает».

И пипл хавает. Особенно если параллельно вычистить под ноль как медийное, так и политическое поле. Чтобы, кроме твоей лжи, ничего бы и не осталось. И чтобы англосаксы тебя поддержали, вырубая «не те» каналы, блокируя «не те» паблики, снося «не те» блоги.

Теперь скажите, каким должно стать в таких условиях отношение к своим же чиновникам на местах? К далекому народу, который должен все это съесть во имя высших целей? К пиплу, которому пора хавать, — и так каждое утро?

Как к свинням: сожрут, что дадут.

Следовательно, ЦИПСО вовнутрь — это тоже расчеловечивание. С отчетливыми нотками нацизма, фашизма, ксенофобии и собственной избранности. Богоизбранности, в пределе. И англосаксы эту тенденцию подтверждают, понемножку начиная сравнивать: «Зеленский не похож на Черчилля, но ведет себя точно так же».

Понемножку — чтобы и своя публика привыкала, свой пипл начинал уже хавать. Снова технологии.

* * *

Александр ­­Лукашенко успокаивает томящихся без бронежилетов журналисток: «Инфоспецназ у нас есть. Вас, не волнуйтесь вы так, привлекут».

Начальник Департамента международного военного сотрудничества — помощник министра обороны полковник Валерий Ревенко успокаивает сходившего как-то раз на недельные сборы и потому знающего тему Всеволода Непогодина: «В Беларуси такое есть. Сосредоточено в сфере защиты, в информационно-технической сфере».

Журналистки, однако, настаивают, что надо бы жечь напалмом. Писатель уверяет, что со служивыми оно работать никогда не будет, а только с несущими смыслы творцами. Появляется новая дефиниция: «инфобоец». Это не журналист, это больше чем журналист, это демиург, а писать мы его научим. Это не Азаренок — это Арестович.

«Защита — это всегда проигрыш» — звучит и такое, забыв про манеру шахматиста Петросяна. Одновременно с четким осознанием того факта, что в англосаксонском интернете, по англосаксонским (меняющимся по желанию) правилам, да еще и пользуясь англосаксонскими инструментами, выиграть… такая себе утопия.

С другой стороны, многие (даже на опыте) понимают: пока ты готовишься ответить фактами на кучу наваленных по теме фейков, время неумолимо уходит. И когда ты выходишь со своей чистой правдой на публику, та уже смотрит на тебя несколько изумленно: о чем мы говорим? Об этом?? Так это давно прошло, сейчас другая повестка!

Изумленно и раздраженно: отвлекаете, мол. А на арене уже арестовичи с подоляками технологично наваливают очередную кучу фейков — на ваших глазах и глазах (а также на ушах и в душах) восторженной публики.

* * *

Раскрепощенный Запад творит смыслы, вздымает на-гора визии, творцы свободны, художники-дизайнеры ничем не связаны — и именно поэтому он выигрывает информационную войну. Наверняка вам доводилось такое слышать, если даже не самим так подумывать.

Между тем крупнейшие медиакорпорации — какую ни возьми, в США ли, в Британии или в Европе — всегда проводят государственную информационную политику. И только ее. Süddeutsche Zeitung — германскую. BBC — английскую. The New York Times и Fox News Channel — американскую, независимо от того, республиканец ты или демократ.

Это входит в отработанные технологии инфопроцессов. Кто думает иначе — думает плохо. Кто говорит иначе — или плохо думает, или провокатор.

Александр ­­Лукашенко не зря добавил, отвечая на вопросы журналистов: «У нас, слава богу, процесс пошел, но, может быть, недостаточно. Хотя я не согласен, когда говорят: мало, мало, мало. Надо понимать, что интернет — это большие деньги».

Они потому и большие, что за ними — за украинскими ципсошниками, за западными фейками, за информационными операциями и войнами — стоят ведущие экономики мира.

* * *

Потому полагаю утопическими и даже провокационными разговоры в смысле: а давайте мы их перекреативим, сделаем этакое ЦИПСО с человеческим лицом, будем продаваться, как арестовичи, оставаясь порядочными. Так не бывает — и у нас не получится.

Правда, пожалуй, наша единственная опора. «Фейк — это на день, на два, нам этим путем идти не надо, — предупреждает ­­Президент. — Нам надо показывать реальную действительность. В конце концов это побеждает».

От потоков лжи, подстрекательств и провокаций не умирают. Надо сопротивляться и терпеть. Бороться с неразумными стадами овец, как показал наш опыт, хорошо помогает дубинка по заднице. Когда пена схлынет, останется правда. И она будет нашей. И к ней в конце концов потянутся даже те, кто купился на печеньки.

Печеньками сыт не будешь. А черный хлеб выручит всегда.

В интернетах надо, безусловно, продолжать активно работать. Хотите доказательств, что мы так и делаем? Вот они, из открытых данных.

Нехтомотольки активно раскручивают сейчас тему «местных районных пабликов». То есть — создания сети каналов и мессенджеров под видом новостных. То есть — воссоздания. Потому как их же сети «дворовых чатов» разгромлены. Как разгромлены и бывшие горизонтально связанные между собой «структуры гражданского обчества». Незаметно для публики, умеющей только в заголовки. Вот вам и инфоспецназ, если хотите.

Появятся сети «районных новостей» — разгромим и их, есть уверенность. Захотят дагестанские товарищи перенять опыт — милости просим. Тихо и эффективно, як мае быць.

* * *

Что же до «смыслов», «нарративов», «дискурсов»… «Мы, одесситы, самобытные и непохожие на столичных жителей, — манифестировал Непогодин. — От москвичей и киевлян нам нужны только деньги и больше ничего!» Еще и статус порто-франко, но это для писателя низко и мелко.

«Украина в моем идеале — это страна при Януковиче. Тотальная вседозволенность, настоящая свобода, новые стадионы, аэропорты и станции метро, sex, drugs&rock’n’roll, Евро-2012 и Кубок УЕФА у «Шахтера».

Хорошо, наверное, быть таким писателем, — чтобы не понимать, как «тотальная вседозволенность и настоящая свобода» неуклонно и неумолимо привели страну ровно в то место, где она находится сейчас. А писателя — в Минск.

Воевать чужими руками, странами и народами — технология давняя. Но именно англосаксы ее, можно сказать, присвоили.

Вот вам и смыслы, и дискурсы. Украинцы намного свободнее в нарративах и креативах, смелее, раскованнее и современнее, гораздо лучше белорусов умеют продавать! — даже и спорить незачем. Просто спросить, кто чем сейчас занят. То есть кого куда навыки привели. Хотя и спрашивать лишнее, стоит оглянуться вокруг.

Но это под силу только взрослым. Подросткам — увы, нет, тик-ток не учит умению мыслить, складывать факты, предвидеть последствия. Значит, взрослым придется идти за ними: в интернет так в интернет, раз уж подростки наши там.

Помните кино «Неуловимые мстители»? Надо сделать такой же «Инфоспецназ» и тинейджерам там, в интернете, показывать. «Вы нам только шепните, мы на помощь придем…» Три мультикультурных инфобойца и инфобойчиха… для тинейджеров — правильное воспитание. И для писателей занятие, раз уж они по жизни решили оставаться подростками.

Уж простите, накипело.

ПРАВО

От правосудия никак не убежать

Тех, кто бежал из страны от законного наказания за свои преступления, теперь начинают привлекать к ответственности. Напомним, что 20 июля ­Президентом был подписан закон, который предусматривает введение специального (заочного) производства. В Следственном комитете назвали террористические организации и экстремистские формирования, в отношении которых такой процесс уже начат.

Евгений Архиреев, начальник главного следственного управления Следственного комитета, рассказал журналистам, что в отношении создателей и администраторов телеграм-каналов «Черная книга Беларуси», «Каратели Беларуси» и «Все нарушения» начато специальное производство. В каналах размещались персональные данные должностных лиц. Причастные к этому экстремистскому сборищу граждане призывали к разжиганию в Беларуси социальной розни.

— Действия обвиняемых квалифицированы по части 3 статьи 203-1 «Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных» и части 3 статьи 130 Уголовного кодекса «Разжигание социальной вражды или розни», санкции которых предусматривают наказание в виде лишения свободы до 5 и 12 лет, — сказал Евгений Архиреев.

Начальник главного управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Владимир Шишко рассказал, что заочно привлечь к ответственности планируется руководителей и активных участников псевдоправозащитного центра «Весна». Напомним, что «защитники» распространяли экстремистские материалы, а также финансировали протестную деятельность. В этот список попали и администраторы террористической организации «НЕХТА», которые курировали незаконные уличные сборища в 2020 году.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter