Информация о строительстве АЗС как веский довод

Конституционные права граждан на охрану окружающей среды нуждаются в защите Охрана окружающей среды для жителя Беларуси, пережившего чернобыльскую аварию, является одним из наиболее важных его прав.

Конституционные права граждан на охрану окружающей среды нуждаются в защите

Охрана окружающей среды для жителя Беларуси, пережившего чернобыльскую аварию, является одним из наиболее важных его прав. В статье 14 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право. Осуществление контроля за охраной и восстановлением окружающей среды Конституция возлагает на государство; гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.

Обращение Конституционного суда к указанной теме было вызвано поступлением коллективного письма жителей города Минска о нарушении их прав при размещении автозаправочных станций (далее — АЗС) в непосредственной близости от жилых и общественных зданий.

Анализ Конституции, законов, международных соглашений, практики строительства АЗС показал, что в этой сфере деятельности гражданам и общественным объединениям предоставлены многочисленные права. Граждане и общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право участвовать в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, для общественных объединений — в частности, путем проведения общественных слушаний. Кроме того, граждане имеют право вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении, а общественные объединения обязаны организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. Заключение общественной экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Аналогичные положения содержатся в Законе «О государственной экологической экспертизе».

Часть требований этих законов была реализована в нормативных правовых актах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды — инструкциях о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь, утвержденных постановлениями от 6 февраля 2001 г. № 1, от 17 июня 2005 г. № 30 соответственно, Временном положении по обеспечению экологической безопасности автозаправочных станций, утвержденном приказом от 3 июня 1997 г. № 128.

Изучение материалов архивных дел о строительстве АЗС на территории г. Минска в 2001—2004 годах показало, что граждане не были информированы о том, что рядом с их домом или детским садиком строится АЗС, общественные слушания и общественные экологические экспертизы в этих случаях не проводились, права граждан и общественных объединений, к сожалению, оказались записанными только на бумаге.

Конституционный суд посчитал, что одной из причин такого положения является отсутствие установленных условий и порядка проведения общественной экологической экспертизы и процедуры общественных слушаний.

26 августа 2005 года КС принял решение «О мерах по защите конституционных прав и законных интересов граждан в области охраны окружающей среды». В своем решении Конституционный суд обратил внимание на необходимость исполнения очень важной для граждан и общественных объединений Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, принятой на Четвертой конференции министров «Окружающая среда для Европы» в г. Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года. В указанной конвенции также отмечается, что наиболее эффективна защита прав граждан на первоначальных этапах решения вопроса о строительство экологически опасного объекта. Конвенция утверждена Указом Президента Республики Беларусь от

14 декабря 1999 года. № 726 и обязательна для исполнения на территории Беларуси.

Читая эту статью, можно задаться вопросом: а насколько актуальна проблема, к которой обратился Конституционный суд? Приведем только одну из характеристик АЗС, данную во Временном положении по обеспечению экологической безопасности автозаправочных станций. АЗС являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почв в результате испарения нефтепродуктов в процессе приемки, хранения, отпуска и зачистки резервуаров, утечки нефтепродуктов через уплотнительные узлы трубопроводов, топливораздаточных и маслораздаточных колонок; вентиляции газового пространства резервуаров; сточных вод, содержащих нефтепродукты и т.д. Более того, АЗС относятся к опасным производственным объектам, на которых предусматриваются особые требования промышленной безопасности.

В соответствии с законодательством на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его органы возложены обязанности по предоставлению гражданам полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, по защите их прав и законных интересов в области охраны окружающей среды.

С учетом этого КС предложил указанному министерству:

принять меры к исполнению требований Конституции, законов и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных соглашений в части информированности граждан и защиты их конституционных прав на охрану окружающей среды, в том числе определить порядок и условия участия общественности в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды; с участием заинтересованных министерств и иных республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов рассмотреть вопрос об обеспечении экологической безопасности опасных производственных объектов (АЗС и др.), аварии и иные чрезвычайные происшествия на которых могут нанести невосполнимый ущерб жизни, здоровью и имуществу граждан.

Достаточно ли таких предложений для защиты прав граждан? Международная практика свидетельствует, что важно иметь соответствующую информацию, чтобы противостоять размещению опасного объекта в непосредственной близости от общественных и жилых зданий, что позволит защитить свои права в судебном порядке. В настоящее время направлено указание Минприроды подчиненным органам: при строительстве АЗС обязывать заказчика проводить общественные слушания с целью учета интересов граждан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter