Информация к действию

Минюст проверил работу служб «одного окна» в исполкомах
Минюст проверил работу служб «одного окна» в исполкомах

Думаю, многие из нас успели лично оценить, насколько сегодня проще и удобнее стало решать всевозможные житейские проблемы. Создававшуюся годами и местами «заржавевшую» государственную бюрократическую машину удалось–таки развернуть лицом к простому человеку. Теперь уже не приходится бегать между бесконечными инстанциями для получения, допустим, какой–нибудь справки, а достаточно всего лишь заказать ее в конкретном учреждении и спустя некоторое время забрать. Все это стало возможным благодаря внедрению в нашей стране системы так называемого «одного окна». Насколько эффективно она работает на практике, выяснила проверка, проведенная сотрудниками Министерства юстиции. О ее итогах обозреватель «СБ» беседует с начальником управления правового регулирования социальной деятельности государства Минюста Галиной Подрезенок.

— Сегодня уже никому не придет в голову сомневаться в полезности «одного окна». Но как по–вашему, широко ли у нас распахнуто это «окно»?

— Министерство юстиции является координирующим органом процесса государственной дебюрократизации. Поэтому, естественно, мы постоянно анализируем ситуацию. В частности, недавно изучили работу нескольких исполкомов — в Кобринском и Речицком районах, а также в администрации Центрального района Минска.

Если говорить об общем впечатлении, то оно достаточно благоприятное. Ощущается отсутствие формализма при рассмотрении обращений граждан, готовность разобраться с любой проблемой и оказать реальную помощь людям. Немаловажно и то, что для посетителей созданы максимально комфортные условия. Особенно это заметно в сельских исполкомах — Остромичском Кобринского и Ровенско–Слободском Речицкого районов.

— А удалось ли справиться с очередями?

— Прием заявлений ведется организованно, и столпотворения мы нигде не заметили. В Речицком райисполкоме человек, который пришел получить, например, ордер на отпуск древесины, на специальном стенде в фойе может прочитать, к кому и в какой кабинет ему нужно обратиться. Здесь же размещены образцы заявлений, информация о стоимости справок, сроках их выдачи, действия и т.д. В исполкоме установлен удобный режим работы: в рабочие дни люди могут обращаться за помощью до 20.00, а в выходные и праздничные — с 9.00 до 19.00.

Кстати, вовсе не обязательно приходить в исполком лично, чтобы подать заявление, — его можно отослать и по почте.

В администрации Центрального района Минска служба «одного окна» существует с 1 января нынешнего года. К этой дате были выделены и оборудованы необходимой техникой специальные рабочие места на первом этаже здания, для удобства посетителей установлены информационные стенды, открыт гардероб. Теперь человек, обратившись в службу «одного окна», получает уведомление, в котором указан конкретный срок решения его вопроса. Причем в случае необходимости специалисты службы могут собрать недостающие документы самостоятельно. После чего заявителю по телефону предлагают либо забрать документ лично под роспись, либо по возможности переслать его по почте.

— Немаловажное значение при реализации принципа «одного окна» имеет техническая оснащенность...

— Все структурные подразделения районных и сельских исполкомов обеспечены необходимой оргтехникой и компьютерами, в которых установлены специальные программы: «ЗАГС», «Похозяйственный учет», правовая база «Эталон». Скажем, в Остромичском сельисполкоме есть 2 компьютера, ксерокс, несколько факсов. Кроме того, для всех сельских исполкомов в Кобринском районе приобретены модемы.

— Можно ли утверждать, что взаимодействие между различными государственными органами окончательно налажено и не дает сбоев?

— Отвечая на этот вопрос, хотелось бы привести в пример Речицкий райисполком. Местное руководство решило разместить все службы, работающие по заявительному принципу «одно окно», вместе — в здании Дома быта. Планируется, что там будут соседствовать Речицкий филиал Гомельского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру, землеустроительная и геодезическая служба, нотариальная контора, сектор архитектуры и строительства. Под одной крышей с ними расположится и отделение банка. Таким образом, посетители смогут на месте рассчитаться за все платные услуги. Более того, подобное нововведение позволит улучшить профессиональное сотрудничество между различными структурами и повысит их оперативность при обслуживании людей.

Конечно, проблема взаимодействия между государственными органами объективно существует, но решить ее в одночасье невозможно. В первую очередь нужно создать единую сеть электронного обмена между нотариальными, правоохранительными, налоговыми органами, банками, организациями по государственной регистрации недвижимого имущества и т.д. И такая работа уже ведется.

— Согласитесь, в крупных городах и райцентрах гораздо проще внедрять принцип «одного окна», чем в небольших поселках. Справляются ли сельские чиновники с дополнительной нагрузкой?

— Действительно, в сельских исполкомах, где работают по 2 — 3 человека, выполнять служебные обязанности стало значительно сложнее. Вместе с тем там вовсе не опускают руки. В проверенных нами исполкомах назначены ответственные за выдачу справок жителям сельсовета, а также за выполнение административных процедур. Для удобства посетителей прием ведется в обеденный перерыв, а в выходные дни устанавливается дежурство с 9 до 11 часов. Чтобы избавить пожилых людей, инвалидов и многодетных матерей от необходимости ехать в райцентр для получения какой–то справки, сотрудники сельских исполкомов сами принимают заявления и в течение трех дней передают их в райисполком.

Вообще, в работе любого органа власти очень многое, на мой взгляд, зависит от личности руководителя. Если территория поселка поражает своей ухоженностью, а оформлению деревенского детского сада может позавидовать любой столичный, значит, можно быть уверенным, что у этого хозяина и в любой другой сфере наверняка такой же четкий порядок.

— Очевидно, что существующая сегодня система «одного окна» далеко не идеальна. Как она будет совершенствоваться в ближайшем будущем?

— Прежде всего предстоит устранить правовые пробелы, с которыми приходится сталкиваться исполнителям на практике. Например, готовится правительственное решение, благодаря которому отдельные министерства и ведомства смогут самостоятельно утверждать типовые формы выдаваемых гражданам справок — о нуждаемости в улучшении жилищных условий, о периоде выплаты пособий на детей и других. Министерством юстиции разработан проект нормативно–правового акта, упрощающего порядок сбора так называемой нестатистической информации, который сегодня отнимает немало времени у работников исполкомов всех уровней. Кроме того, на коллегии Минюста всем заинтересованным ведомствам рекомендовано изучить и использовать в своей деятельности опыт исполкомов, которые мы сегодня упомянули. Только так, совместными усилиями, можно добиться положительного результата в сложном деле дебюрократизации работы государственных органов.

Фото Александра РУЖЕЧКА и Виталия ГИЛЯ, "СБ",
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter