Политолог Алексей Дзермант — о протестах, информационном пространстве, санкциях и госпредприятиях

Информационная бомба не сработала

Уличная активность в Беларуси нагнеталась искусственно, а потому быстро пошла на спад. Такое мнение высказал политолог Алексей Дзермант в эфире ток‑шоу «Будни» на «Альфа Радио».


По его словам, при сравнении протестных настроений в разных странах нужно прежде всего понимать их причину. Он привел в пример недавние крупные беспорядки в Испании, вызванные арестом рэпера Пабло Хаселя:

— В этой стране активное сепаратистское движение, много точек раскола: идеологических, этнических, территориальных. Там только поднеси спичку к фитилю — может все взорваться. И, невзирая на демократию, испанские власти жестко это подавляют. Мы знаем, какие сроки получили лидеры каталонского движения за независимость, хотя у них все вроде бы прошло легально — и референдум, и желание большинства людей отделиться. Но никакой Брюссель ничего не может сделать.

По мнению эксперта, в Западной Европе для протестов есть серьезные внутренние предпосылки. Недовольство людей тлеет годами и вспыхивает вновь при малейшем поводе. В Беларуси ситуация совсем иная, говорит Алексей Дзермант: 

— У нас специально под выборы готовили информационную бомбу, набирали людей, особенно легковерных, которые эмоционально поддаются на фейки и провокации, пытались вывести их на улицу. Как только «рупоры», вещающие на население, по разным причинам выключаются — или деньги закончились, или подействовали меры наших государственных органов, — волна «протестов» затухает, как будто ее и не было. 

В целом мир переживает эпоху турбулентности, считает политолог. Особенно ситуацию подогрела пандемия. Закрытие границ, карантин — это все влияет на психологию.

— Человеческое сознание — это мощный инструмент, который можно направить на разные вещи. В эпоху глобального оптимизма, в 60—70‑е годы прошлого века, человечество направило свой взор в космос. Активно развивались технологии, людской энтузиазм чувствовался и в СССР, и в США. Мир жил мечтой. А сейчас такое ощущение, что стремление к развитию отключается и нас загоняют внутрь самых темных сторон психики, — констатировал эксперт. 

Он вспомнил, как во время Всебелорусского народного собрания общался с гостями из Австрии:

— Они сравнивали ситуацию во время пандемии в их стране и у нас, рассказали, насколько из‑за огромного количества ограничений изменились социальные отношения в Австрии, ситуация там стала очень депрессивной. Они видят, что в Беларуси по медицинским показателям пандемия не оказала таких страшных последствий, как у них на родине. В Австрии, к сожалению, больше умерших, сильный удар пришелся по социально незащищенным группам, мигрантам. Гости отметили, что в нашей стране меры совершенно другие. Мы неплохо проходим этот период и с экономической, и с социальной точки зрения. 

Политолог также затронул тему защиты национального информационного пространства: 

— С одной стороны, глобальные цифровые платформы (Google, Facebook и др.) должны иметь свои представительства в Беларуси, чтобы можно было в любой момент предъявить, если они что‑то нарушают или дискриминируют наши СМИ. Увы, блокировки, отключения аккаунтов, YouTube‑каналов происходят регулярно, а спросить не с кого. Они сами по себе что‑то решают, причем совершенно непрозрачно, кто это модерирует, по каким критериям идет бан.

Алексей Дзермант предположил, что один из способов стать независимыми от глобальных информационных компаний — параллельно развивать свои платформы: 

— Почему бы не начинать разрабатывать собственную альтернативу YouTube? Хотя бы как запасной вариант. Потому что если все так дальше пойдет, не исключаю введение YouTube цензуры. И что тогда делать нашим СМИ?  Нужна суверенизация цифровых платформ.

В эфире ток‑шоу шла речь и о противодействии санкциям. Алексей Дзермант считает, что мы не должны зависеть от государств нам недружественных: 

— Конечно, лучше со всеми торговать и дружить. Но когда совершаются откровенно враждебные действия, мы должны реагировать. Лучше всего — политика импортозамещения. Сейчас такая тенденция наблюдается во всем мире. Нужно контролировать ключевые технологии на своей территории, чтобы избежать давления. 

Насчет ликвидации госпредприятий, о которой говорится в программе оппозиционных сил, у Алексея Дзерманта позиция однозначная:

— Мы видели, как это происходило в других странах, почему у нас должно быть по‑другому? Когда предприятие закроют, людей уволят, а станки просто распилят или продадут, приватизаторы же деньги заберут и уедут. Либо придет иностранный инвестор, прибыль будет оставлять себе, а люди получат лишь крохи. Предприятие работает, создает вокруг себя социальную среду, инфраструктуру — оно и должно выполнять эту функцию. Если государство поддерживает предприятие, то это в первую очередь поддержка людей. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter