О сотрудничестве госорганов и журналистов

Информ–компресс

Недавно Белорусский союз журналистов проводил опрос корреспондентов различных изданий. Просил оценить уровень взаимодействия пресс–служб госорганов со СМИ. Взялась и я за ручку, честно взвешивая, как нам работается с официальными представителями тех или иных структур.


В общем, села, призадумалась. Захотелось написать много хорошего, к примеру, о «прессах» из Министерства внутренних дел, Госкомитета судебных экспертиз, Верховного Суда, Совета Министров, прокуратуры, пограничной и таможенной служб, Минобороны, Госконтроля, Следственного комитета, с которыми лично мне работать одно удовольствие. Объясню почему. Вообще, сотрудничество журналиста и пресс–службы — это, по сути, рыночные отношения, где то одна, то другая сторона выступает в роли продавца и покупателя. Допустим, краж стало больше, помогите осветить проблему — предлагают свой «товар» милиционеры, а мы прицениваемся, будет ли он интересен читателю.

Для примера, в Центральном РОВД Минска попросили об информационной помощи в связи с увеличением числа карманных краж. Писать нудное предостережение не хотелось, и мы пошли в народ: на рынке, в общественном транспорте, кафе и прочих местах проверяли, легко ли стать жертвой карманника. Сами закон не нарушали, все было чинно и местами даже благородно. Допустим, кошельки у наших знакомых и у нас «воровал» наш же приятель–фокусник, а бывший карманник показывал нам других людей, которые стали бы для него легкой добычей. Еще друг у дружки якобы вытаскивали кошельки и смотрели на реакцию прохожих, ну и прочее в таком духе. В итоге получился живой репортаж с поучительными историями. То есть в выигрыше и милиция, и мы.

Или, наоборот, у тебя есть некая идея и ты приходишь с ней в госструктуру, а там уже думают, ввязываться ли в игру. И это нормально. Но в любом случае отношения выстраиваются с учетом интересов обеих сторон, которые, естественно, договариваются о приоритетах заранее. Тогда и получается взаимовыгодное партнерство.

А вот в мой «черный список» попали... Нет, этого, конечно, писать не стану. Тем более что зачастую не в пресс–службах дело. В основном там работают замечательные люди, но сделать с данными министерствами и ведомствами более–менее «съедобный» текст очень трудно — больше сил и нервов потратишь. И хотя стараются представители по связям с общественностью на местах, расшевелить закостенелый порядок ой как сложно. Сама не раз была тому свидетелем. Непросто там бывает, допустим, взять комментарий в номерной текст. Представьте, случилось что–то, и ты, подгоняемый временем и своим любимым шефом, которого торопит его любимый шеф, стараешься донести о важности скорейшего получения информации: «Как вы объясните случившееся? Граждане ждут ответа». Тебя внимательно выслушают, а потом молвят: «Готовьте официальный запрос, рассмотрим, через пару деньков ответим». И никакие убеждения в том, что актуальность будет потеряна, не помогают. Стена.

Странно, ведь это же еще и имидж самого госоргана. В любой даже самой худшей для него ситуации всегда лучше вовремя дать объективную информацию, чем предоставить возможность злопыхателям преподнести обществу свою, часто до неприличия надуманную, версию. Уж эти найдут что сказать. А что потом имеют промолчавшие? Огромную гору из сплетен и домыслов, которую им же из–за своей нерасторопности и разгребать. Хорошо еще, если сами в СМИ выступят, а не пришлют тебе бумажный ответ, в котором за справочным официозом и сути–то не разобрать. А бывает, что по существу там нет ни слова. Так и хочется призвать: хватит за бумажками прятаться! Кстати, приведу пример, который до сих пор душу греет. После серии проблемных публикаций, которые газета направила на реагирование в Мингорисполком, там не стали отписываться, а пригласили журналиста на «круглый стол», где специалисты разных служб ответили на поднятые в статьях вопросы. Вот это я понимаю реакция!

Хотелось бы, конечно, побольше инициативы от самих служб, министерств, комитетов... Ведь изнутри о каких–то проблемах и вопросах они знают куда больше, чем мы, увидевшие лишь последствия.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 11 (24893). Четверг, 21 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter