Инфографика – в тренде

Профессии инфографа в Беларуси не учат: специальности «Инфографика» нет ни в Институте журналистики, ни в Академии искусств, ни в ИСЗ. Тем не менее в некоторых редакциях печатных и цифровых СМИ можно найти этих загадочных людей, которые собирают, анализируют и рисуют факты. Зачем они это делают?

Профессия на стыке журналистики и дизайна, оказывается, стара как мир. А точнее, как человеческий род, ведь первые примеры инфографики можно найти в наскальной живописи эпохи палеолита. И если присмотреться к ней внимательнее, то станет ясно, что мы не так уж далеко ушли от своих предков: воспринимать информацию нам и сейчас проще в виде рисунков, нежели текстов. 

Примеры использования визуализации данных можно найти в любой эпохе. В каждой из них используются разные инструменты (и в этом плане профессия инфографа очень динамична, ведь сейчас едва ли не каждый год приходится изучать новые программы и приемы), но главная задача работы неизменна: представить информацию в максимально удобном и понятном виде.

Есть очень хороший пример того, почему иногда лучше рисовать, чем писать. В 1854 году Джоном Сноу была создана одна из самых известных работ в истории инфографики. Во время эпидемии холеры в Лондоне он нанес на карту очаги заболевания, сопоставил статистику смертей в разных домах и обозначил источники воды в городе. В результате Джону удалось найти именно тот колодец, который стал источником заразы, и спасти большую часть Лондона от эпидемии.



Кстати, СССР был знаком с инфографикой лучше любой страны мира. Таблицы, схемы, графики и диаграммы в то время пришлись как нельзя вовремя. Они наглядно демонстрировали успехи предприятий и отраслей советскому народу. При этом с точки зрения дизайна инфографика СССР не уступала мировым образцам во многом благодаря политической важности этих картинок. Выходили даже отдельные книги (например, "СССР и капстраны" 1963 года), которые состояли из схем, пропагандирующих экономические достижения страны. А сатирические плакаты со стихами «Окна РОСТА», которые служили иллюстрациями к газетным телеграммам в 1920-х, популярны и 90 лет спустя. 

 

Сейчас графические иллюстрации мир не спасают, но являются очень хорошим инструментом в руках аналитиков, исследователей и ученых. И конечно, журналистов.

Инфографика снова становится популярной


В докладе, подготовленном Центром исследований РИА «Новости» в марте прошлого года, говорится о том, что инфографика будет трендом 2013 - 2014 годов. При этом есть условие: СМИ должны научиться работать с этим форматом и готовить аудиторию к простому восприятию сложных данных. Но почему именно 2013 и 2014 годы называются новым пиком популярности, если формат инфографики используют уже столетиями? По словам авторов доклада, все дело в возрастающем интересе ведущих СМИ к журналистике данных. 

Это раньше работа журналиста заключалась в основном в поиске и сборе информации. Сегодня фактов в избытке. И становится куда более важным уметь обрабатывать их и находить взаимосвязи. Нам недостаточно узнать, какая в стране средняя зарплата. Хочется наглядно видеть, как она менялась в течение последних лет, как соотносится с изменением уровня инфляции, ростом цен на продукты и жилье, кто при этом зарабатывает больше, а кто меньше, и так далее. Нужна целая история вокруг цифр. Именно этим и занимаются современные инфографы.

 

Сейчас такие специалисты есть у большинства крупных российских СМИ: РИА «Новости», «Аргументы и факты», «Вечерняя Москва», «Вокруг света». Еще больше примеров в зарубежных изданиях. Уже в начале XIX века графика была постоянной составляющей криминальной хроники в газете «Таймс». В разных редакциях такой отдел может включать от одного до десятка специалистов. В них работают дизайнеры, художники-иллюстраторы, 3D-визуализаторы, программисты, редакторы и картографы. 

Один из самых интересных примеров использования этого формата – журнал «Инфографика», который состоит только из информационных картинок и выходит тиражом 40 тысяч экземпляров. Его можно найти в ресторанах и кафе Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких российских городов. Идея журнала проста: за 10 - 20 минут ожидания своего заказа посетитель не успеет прочитать что-то объемное и одновременно полезное, а вот посмотреть несколько содержательных рисунков – вполне. Его создатели утверждают, что аналогов такому продукту в мире пока нет.



Инфографика в Беларуси


Найти хорошую инфографику в белорусских СМИ – редкая удача. Иногда попадаются статические картинки в интернет-журналах или печатных изданиях. Изредка проскальзывают запоминающиеся примеры, которые создаются скорее по велению случая и вдохновения. Что уж говорить про интерактивную визуализацию данных. Она пока для редакций – непозволительная роскошь. На один такой проект может уйти от недели до нескольких месяцев. 

«Сейчас в интернете появляется много интерактивных инфографик, – рассказывает Игорь Луцкий, первый замдиректора информационного агентства БЕЛТА. – Но флэш – дорогостоящая вещь, и перед редакциями встает вопрос коммерческой выгоды таких проектов. Поэтому в Беларуси сложно найти тех, кто занимается интерактивной инфографикой. Если посчитать, какую зарплату нужно платить команде и сколько рисунков в день они могут создавать, можно себе представить, сколько это стоит».

Тем не менее БЕЛТА – одно из немногих СМИ в нашей стране, которое регулярно работает с этим видом информации. 

«Мы не делаем таких масштабных инфографик, как крупные зарубежные холдинги или информагентства. Наша задача – быстро и наглядно представить информацию. Когда инфографика нужна здесь и сейчас, завтра она уже неинтересна. И для того чтобы она не успела устареть к моменту своего выхода, нужно планировать и прогнозировать. Большие компании используют библиотеки данных и визуальных образов и собирают инфографики быстро, мы это делаем медленнее, каждая инфографика - продукт творчества. К тому же у нас нет особой специализации на этом виде, чтобы затрачивать много ресурсов. БЕЛТА старается сопровождать графикой самые важные темы и те, которые пользуются популярностью у людей. Например, пару лет назад нашу инфографику по гриппу распечатывали и вывешивали в аптеках и магазинах».



Затрачивать большие ресурсы на создание картинок белорусским редакциям и правда невыгодно. Особенно когда в интернете появляется все больше ресурсов для построения диаграмм и графиков и их автоматического встраивания на сайты. Справится даже школьник. Но в любом случае хорошая инфографика – это хорошо подготовленные данные. Если ты посмотрел на картинку и все стало понятно без описания, тогда работа удачная. А для такого результата нужно специальное образование. К слову, профессия «Аналитик данных» — это, по мнению журнала Harvard Business Review, одна из самых дефицитных профессий будущего. 

«Журналистика данных занимает достаточно много времени, и немного есть желающих заниматься ею серьезно, однако в перспективе это дает конкурентное преимущество как для редакций, так и для журналистов. Сейчас специалисты по работе с данными востребованы, в том числе и в нашем агентстве», - рассказывает Игорь Луцкий.

Это перспективы, а пока главный тренд 2013 - 2014 годов в журналистике проходит мимо нашей страны. Но мы всегда можем воспользоваться чужим опытом и применить его по-своему. Сейчас редакциям СМИ невыгодно тратить ресурсы на инфографику, но ее развитием могли бы заниматься другие институты. Например, образования. 

The Universe made possible by Number Sleuth

Не секрет, что для многих педагогов новые технологии становятся настоящим кошмаром. Дети сидят на уроках со смартфонами и планшетами, не обращая внимания ни на что происходящее вокруг. И можно бы списать неуспеваемость за всю эту технику и интернет, но разве в этом дело? У детей теперь другое мышление, другое внимание, другой способ восприятия. Проводя почти все свободное время в социальных сетях, где информация подается картинками, роликами и сжатыми историями, очень сложно потом браться за учебники с необъемными параграфами, множеством букв и ничего не объясняющих иллюстраций. Хотя клиповое мышление – беда не только школьников, но всего нового поколения, больше всего страдают именно они. И неудивительно, что от года к году все меньше детей успевают за школьной программой. Но попросите любого «отстающего» рассказать о чем-нибудь интересном – и он тут же выложит вам десяток фактов про животных или Антарктиду, о которых даже не все учителя будут знать. 

Как это связано с инфографикой? Готова спорить, что любой школьник с ходу запомнит все ключевые события Первой мировой, если узнает о них не из учебника, а из небольшой флэш-игры. И поймет, чем ДНК отличается от РНК, если это будет нарисовано в стиле комикса на картинке. Чем переписывать каждый год учебники, меняя в них несколько абзацев, лучше бы потратить это время, например, на совершенно новый подход к иллюстрациям текстов. И найти для этого хороших дизайнеров сегодня – совсем не проблема.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter