Индульгенция на дармовщину

Судебных исполнителей и сопровождавших их сотрудников милиции, телевидения удивила широкая тропинка, протоптанная к балкону Бочаровых. — Да у них не нашлось денег даже для взноса на установку в подъезде домофона, потому братья выходят-заходят через балкон, благо квартира на первом этаже, — пояснили соседи. — Таким же образом и гостей принимают.


Для представителей власти материальное положение холостяков Бочаровых  не стало откровением. Василий, которому нет и тридцати, и старший его на шесть лет Петр уже давно и упорно нигде не работают. Для  частых выпивок деньги находят, а на оплату жилищно-коммунальных услуг — никак. Коммунальники их предупреждали. Отключали горячую воду. Подавали иски в суд. Приходили судебные исполнители.  Да только что возьмешь с молодых прожигателей жизни?! Автомашины, дачи нет. Мебель, доставшаяся в наследство от матери, никому и даром не нужна. И когда задолженность за квартплату начала исчисляться  миллионами  рублей,  на очередном заседании суда было решено: выселить Бочаровых из четырехкомнатной квартиры, предоставив  в их распоряжение однокомнатную...
Как правило, выселения проходят без особых конфликтов: спившимся, опустившимся хозяевам уже все равно, где жить. Тем более что им  предоставляют уютные, чистые, только что отремонтированные квартиры.  Но на этот раз случилось непредвиденное: Василий, после очередной пьянки мирно спавший, вдруг вскочил и с кулаками набросился на телеоператора. А потом настрочил жалобу в столичную инстанцию: дескать, снимают, переселяют, нарушают права человека, к тому же надумавшего жениться... И ни слова о своих обязанностях — трудиться,   своевременно расплачиваться за услуги, оказываемые ему коммунальниками.
Жалоба тунеядца, естественно, осталась без удовлетворения. А процедура переселения возымела действие. Даже собутыльники посмеивались над не очень привлекательными телегероями. И проблем с оплатой коммунальных услуг у Бочаровых уже нет. Возможно, и потому, что теперь тайком от народа через балкон не выйдешь, их однокомнатная — на десятом этаже...
В поисках компромисса
Всего за последние годы  руководство  Солигорского ГУП “ЖКХ “Комплекс” больше двадцати раз обращалось в суд с просьбами выселить злостных неплательщиков. Каждое второе не удовлетворено. Что чаще всего не смущает коммунальников, а совсем наоборот.
— Главная наша задача — взыскать платежи, — поясняет начальник организационно-правового отдела ЖКХ Тамара Чопчиц. —  И часть неплательщиков перед судом погашают свои долги.
Из 35 960 лицевых счетов Солигорска сегодня задолженность за жилищно-коммунальные услуги имеется по 1384, что составляет 3,85 процента.  В денежном выражении это 1 800 миллионов рублей. Из них задолженность просроченная, тянущаяся уже более 3 месяцев, превышает   380 миллионов.  Из 328 лиц, не оплативших   коммунальные услуги в течение полугода и больше, 30 — из малообеспеченных, 10 — неполных, 6 — многодетных семей, три одиноко проживающих пенсионера. И 136 неблагополучных, 96 прочих семей! Проще говоря — пьяниц,  наркоманов, тунеядцев. 
При Солигорском райисполкоме работает авторитетная группа по взысканию задолженности.  С начала года работники ЖЭСов, расчетно-кассового центра посетили 989 неплательщиков, выслали 379 предупреждений  об отключении от коммунальных услуг, в 80 случаях отключение состоялось. Подано в суд 222 исковых заявления. Тем не менее погашается задолженность крайне медленно. Отключить холодную воду даже у  отъявленного пьяницы и неплательщика нельзя  — не позволяют санитарные нормативы, пострадают соседи. Да и отсутствие горячей воды у него особых проблем не вызывает. Наиболее эффективно отключение электричества, но и оно воздействует далеко не на всех. Вот и остается крайняя мера — переселение в квартиру меньшей площади...
Мера, прямо скажем, мало-приятная  в моральном   и затратная  в материальном плане. Переселяется  злостный неплательщик в благоустроенную квартиру, основательный ремонт которой влетел в миллионы рублей. Потом солидные средства требуются на приведение в порядок жилья, оставленного хозяином-неряхой. Причем  деньги эти идут  в том числе и из отчислений, которые мы вносим ежемесячно на капитальный ремонт зданий.  В выигрыше   часто остается бессовестный жилец, получивший вместо запущенной двухкомнатной однокомнатную “с иголочки”. И скорее всего, если бездельник раньше не платил  за большую площадь, теперь, не будет  платить и за меньшую, комфортно проживая за наш с вами счет. Да, подобное переселение имеет определенный общественный резонанс, заставляет некоторых нерадивых квартиросъемщиков задуматься.  Тем не менее овчинка не всегда стоит выделки.
В чью пользу закон?
Что делать? Думается, нужно  избавиться от излишней гуманности в отношении тех, кто, попирая все нормы закона,  морали, как клещ, присосался к общественному организму. Проще говоря — лишить тунеядца блага переселяться из одной благоустроенной квартиры в другую такую же, бесплатную. Сегодня же закон требует,  чтобы даже самому отъявленному бездельнику и неплательщику при выселении было предоставлено “жилое помещение типовых потребительских качеств по общей площади  менее занимаемого”. А почему бы его не переселить в сельский дом с печкой, удобствами на улице, где его бездеятельность не  шла бы в ущерб другим?
— Мы направили своему депутату в Палате  представителей письмо с просьбой исключить из Жилищного кодекса положение о предоставлении в таких случаях  квартир типовых потребительских качеств, ставшее надежным щитом для многих неплательщиков, — рассказывает Тамара Чопчиц. — Мы также предлагаем принимать более жесткие меры к человеку, который без уважительных причин  не оплачивает коммунальные услуги в течение уже двух месяцев, а не полугода, как требует нынешний закон. Наконец, есть смысл предусмотреть для  хронических неплательщиков и такую меру наказания, как принудительные общественные работы — пусть трудятся, зарабатывают и платят.
Но все эти меры сегодня могут адресоваться квартиросъемщикам  государственного жилищного фонда.  Неплательщики за услуги в приватизированных квартирах, которых в Солигорске более 70 процентов, чувствуют себя в абсолютной безопасности — их переселение законом не предусматривается. А ведь и многие “частники” имеют перед коммунальниками миллионные долги, не реагируют  ни на какие уговоры. Наверное,  и в отношении их нужно применять более строгие меры. То же переселение, к примеру. Разницу же в стоимости квартир после вычета задолженности можно оставить на счету  хозяина. Есть случаи, когда обмены  на жилье меньшей площади происходят стихийно. Если же этому процессу придать законодательную базу, то он, несомненно, получит ощутимое ускорение. Ко всеобщему удовлетворению.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter