Индикатор экономического спокойствия

Отмена   «золотой   акции»   добавит  психологической   уверенности   инвесторам

Отмена   «золотой   акции»   добавит  психологической   уверенности   инвесторам 

Одна из уникальных особенностей белорусской экономики, не   свойственная большинству стран СНГ, — отсутствие олигархов. Есть люди небедные и даже весьма богатые, а с приставкой «супер-» полностью отсутствуют. Да и откуда взяться многомиллиардным долларовым состояниям в стране, в которой бизнесу не исполнилось и двух десятков лет. Легально заработать девятизначные суммы за столь скромный период, в принципе, невозможно. Нагреть же руки на приватизации и финансовых махинациях в Беларуси никому не дали. Ни своим коммерсантам, ни чужим. В этом вопросе у руководства страны изначально была жесткая позиция. В условиях нестабильной экономики и неустоявшегося законодательства «золотая акция» являлась своеобразным гарантом соблюдения национальных интересов при разгосударствлении собственности. Недавно этот институт отменили. И радует, что этот шаг вызвал резонанс в самых различных финансовых кругах. Вряд ли «золотая акция» являлась серьезным барьером для притока инвестиций. Но внимание к ее ликвидации лишний раз показало потенциальный интерес крупных иностранных участников финансового рынка, которые все пристальнее начинают присматриваться к нашей стране. 

В принципе, правовая база любой страны в первую очередь защищает национальные интересы. В том числе и по отношению к инвесторам. Принесут твои деньги пользу стране, — пожалуйста, приходи и работай. Грозят только наживой узкой кучке людей — до свидания. Совершенно нормальная международная практика. Попробуйте в Европе или США приобрести крупное производство за полцены, используя «серые» схемы, — мгновенно руки обломают. Хотя и страны ЕС и Америка заинтересованы в притоке капитала. Но инвестиции сами по себе не самоцель. Главное — их эффективность. Поэтому в развитых странах с настороженностью и относятся к тем же российским олигархам: не у всех из них репутация кристально чистых коммерсантов. 

Другое дело, что за несколько столетий капитализма западные страны создали четкую систему государственных приоритетов, определили соответствующие индикаторы, разработали системы оценки «полезности» инвесторов и все эти принципы реализовали в соответствующей нормативно-правовой базе. Другими словами, выстроили многоуровневые фильтры, которые способны отсечь недобросовестный капитал. Скажем, в той же Германии может контролироваться любой банковский платеж, превышающий 5 тысяч евро. Причем закон разрешает его замораживать, если возникнут какие-то подозрения. Это один из способов борьбы с терроризмом, чтобы отсечь его от финансовых «спонсоров». Но легальному бизнесу такая мера, в принципе, не мешает. 

Кстати, институты, похожие на белорусскую «золотую акцию», в разное время действовали во многих странах. Как правило, в периоды экономических потрясений, когда законодательная машина по объективным причинам не успевала должным образом реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Тогда и была необходима дополнительная гарантия соблюдения государственных интересов. В Беларуси таким инструментом являлась «золотая акция». И свою роль она сыграла, как минимум, отпугнув рейдеров от предприятий. Скажем, в Украине, по свидетельству местных менеджеров, захват крупных предприятий — не редкость. Под шумок политических баталий, не способствующих искоренению коррупции, «лакомые» госкомпании доводят до убытков, а потом приобретают по символическим ценам. 

В принципе, на инвестиционный климат Беларуси «золотая акция» влияла больше психологически, чем практически. Во-первых, потому что ее действие распространялось только на предприятия когда-то приватизированные или с долей госсобственности. Во-вторых, вводилась «золотая акция» за всю историю своего существования всего 23 раза. В-третьих, ее действие давало государству право управления предприятием при определенных обстоятельствах, но право собственности оставалось за его прежними владельцами. Инвесторов, которые наладили свой бизнес с нуля, этот институт вообще не касался никаким боком. 

Тем не менее отмена «золотой акции» является своеобразным индикатором экономической стабильности в стране. Сегодня в республике устоялось экономическое законодательство, действуют четкие «правила игры» для участников рынка, существует система контроля за исполнением правовых норм… Другими словами, наша экономика стала стабильной, прогнозируемой. А для инвестора один из факторов привлекательности — возможность просчитать ситуацию и свой бизнес-план, как минимум, на среднесрочный период с минимизацией рисков от форсмажорных обстоятельств. И в Беларуси эта возможность у финансистов появилась. 

Естественно, в ближайшие годы в Беларусь придут серьезные и крупные инвесторы. Но скорее не благодаря отмене «золотой акции», а общему позитивному развитию экономики. Мировая практика показывает: в страну сначала приходят небольшие и средние инвесторы. Так сказать, разведывают ситуацию. И только через 10—15 лет «подтягиваются» крупные финансисты. Если, конечно, условия для развития бизнеса в стране оправдывают ожидания. И эти два условия в Беларуси выполнены… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter