Что творится на единственной в Беларуси индюшачьей ферме?

Индейка с характером

"Беларуская нива" побывала на единственной в стране индюшачьей ферме
В птичник — только через душ

За примером мы отправились в Островецкий район в фермерское хозяйство «Островецкое» — единственное в стране, которое занимается производством индейки. Нас встречает директор Андрей Давыдов. Глава фермерского хозяйства Павел Юрмашев и его заместитель Леонид Новогран — а именно они, два друга, больше десяти лет назад первыми в стране занялись выращиванием индейки — были в командировке в Минске, чтобы открыть еще один фирменный магазин. Впрочем, с ними мы познакомимся чуть позже, а пока вместе с Андреем Павловичем идем смотреть в действии все этапы производства. 

Нам выдают бахилы, белые халаты. Более того, просят принять душ! Такие требования предъявляются на всех индюшиных фермах в мире, и островецкое хозяйство не исключение. Работников здесь более 100, меры безопасности соблюдают строго.

Птичников тут девять. И в каждом — по 6,5 тысячи птиц. Прежде чем зайти в одно из строений, переобуваемся. Индейки — те еще привереды! Виданное ли дело, чтобы попасть к ним на «прием», приходится столько раз переобуваться-переодеваться. Более того, ни в коем случае нельзя спровоцировать стресс у птицы. Для чего в помещении включен более спокойный синий свет. А уж по части стерильности здесь могут дать фору какому-нибудь больничному отделению: ежедневно в птичнике моют пол, меняют опилки, чистят кормушки… Температурный режим строжайший — до плюс 25 градусов. Для маленьких индюшат чуть больше — до 30 градусов. 

Открываем дверь. Птицы, которым уже десять недель от роду, смотрят настороженно. Затем смелеют и начинают громко на своем птичьем языке «лопотать». Но стоит хлопнуть в ладоши, и многочисленная «рать» замолкает. Громких звуков индейка боится. Через пару минут, осознав, что ничто и никто им не угрожает, вновь заводят свою песнь… 

Каков на вкус шрот подсолнечника 

Сегодня на ферме налажен закрытый цикл — от выращивания индейки до производства продукции. Птицу, впрочем, не разводят. Покупают в инкубаторе в Польше. За одного индюшонка — до пяти евро. Не выгоднее ли построить собственный инкубатор, интересуемся? Андрей Павлович улыбается в ответ на наш дилетантский вопрос:

— У нас выращиванием индейки занимаются организации, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Кому они будут продавать этих индюшат? Инкубаторы — производство глобальное, требующее немало средств. Только один самец  стоит тысячи евро! Сами теперь подумайте, что выгоднее?

Глава фермерского хозяйства Павел ЮРМАШЕВ,
директор Андрей ДАВЫДОВ и заместительЛеонид НОВОГРАН

А вот корма производят прямо на ферме. Что входит в индюшачий рацион? Пшеница, подсолнечное масло, шрот подсолнечника, белково-витаминные добавки… Андрей Павлович предлагает попробовать нам шрот, и то ли в шутку, то ли в серьез говорит: «Я ем все, что входит в состав корма для индеек. Ведь как иначе понять, вкусно им или нет?» Вот уж поистине особы «королевских» кровей.

Деваться некуда — капсулу шрота пробуем и мы. Вполне неплохо — отдаленно напоминает семечки. Конечно, постоянно мы такое есть бы не стали, а птицы, судя по тому, как быстро набирают вес, уплетают за милую душу.

В цехе приготовления кормов, у входа в который стоят два бункера с зерном, грохочет дробилка. Поскольку индейка весьма требовательна к питанию, перед дроблением требуется еще очистить зерно — при помощи аспирационной системы разогнать пыль и шелуху воздухом. Нередко в пшенице попадаются и семена сорной травы, которые не дробятся. В желудке индейки, если та их случайно проглотит, семена разбухают, а это чревато для нее летальным исходом. Так что без контроля никуда. 

Дороже курицы, но полезнее

Фермерское хозяйство «Островецкое» производит сегодня около 40 наименований продукции: от филе и стейков до всевозможных котлет, колбасок и фаршей. В Минске, Гродно, Молодечно, Островце, где открыты фирменные магазины, за ними выстраиваются очереди. Ежемесячно из отдела фасовки на внутренний рынок уходит около 90 тонн различных полуфабрикатов, на российский — еще порядка 18. 

Потребителей, конечно, интересует вопрос цены — индюшатина стоит намного дороже бюджетной курятины. Почему? Ведь набирает вес индейка куда быстрее, да и весит больше. Но такая разбежка в цене оправдана: индейку выращивать нужно больше двадцати недель, а цыпленка бройлера забивают уже через полтора месяца. К тому же затраты на содержание, корм, да и покупку поголовья несопоставимы. 

Просят за килограмм тушки индейки, кстати, чуть больше 82 тысяч рублей, филе обойдется в 116 тысяч, за голень или крыло придется отдать 54 и 52 тысячи рублей соответственно. Цены на фарш варьируются от 36 до 87 тысяч рублей, а на котлеты — от 43 до 81 тысячи рублей.

Конкуренции не боимся

Как только мы закончили знакомиться с производством, из Минска вернулись Павел Юрмашев и Леонид Новогран. Павел Николаевич, когда поинтересовались, как удалось выращивание идейки превратить в успешный бизнес, признался, что слово «бизнес» не очень-то жалует:

— На самом деле никогда им заниматься не желал. Просто в начале 2000-х мне захотелось попробовать что-то такое, чего не было еще в республике. Побывал на сельскохозяйственной выставке в Польше, увидел, как у них устроены фермы, как развиваются. Тогда и решил организовать нечто подобное у нас. Потом познакомился с Леонидом, а он на тот момент занимался бройлерами, вот и ввязались в новое дело вместе. То, что у нас получилось, вы и увидели. Нет никаких секретов. Главное — не сидеть сложа руки. Когда начинали, в нашей команде было всего шесть человек. Мы сами демонтировали старые помещения, которые выкупили у колхоза, и строили птичники, сами разносили корм, сами развозили мясо по торговым объектам. Это сейчас, спустя время, у нас больше бумажной работы, нежели физической.

— Некоторые фермеры убеждены: чтобы выжить, нужно время от времени менять специализацию, подстраиваться под запросы рынка. Судя по тому, что вы больше десяти лет занимаетесь только производством мяса индейки, к их числу не относитесь…

— Не считаю нужным метаться из стороны в сторону. Взялся за дело? Развивай его, повышай свою квалификацию. А если будешь разбрасываться — то картофелем заниматься, то мясом, затем ягодами, — толку не будет ни в одном из трех начинаний. На мой взгляд, лучше не менять специализацию, а учиться. Получать образование, расти профессионально именно в той сфере, которой занимаешься. К сожалению, у фермера сегодня нет так много возможностей для учебы. Могу отметить качество обучения в Гродненской ассоциации фермеров. В прошлом году, к примеру, мы с ее помощью организовали областной съезд в Гродно. Каждый фермер рассказал о своих проблемах, вместе попытались найти для них решение. И это нормально. Нужно объединяться, учить друг друга, организовывать курсы. Например, тому же начинающему фермеру неплохо обратиться за советом уже к более опытному. 

— То есть вы готовы создавать для себя же конкурентов?

— К нам уже обращались за поддержкой, и не раз. Стараемся не отказывать. Конкуренции не боимся, даже приветствуем ее. Возможно, тогда бы многие вопросы решались быстрее. Например, мы не хотели организовывать столь масштабное производство, которое есть сейчас. Но столкнулись с тем, к примеру, что комбикорм для индейки никто у нас не производит. Пришлось самим его делать. Далее — мясокомбинаты не берут наше мясо для переработки, поскольку тех объемов, которые мы предлагаем, для них не хватает. В итоге запустили линию на ферме. Было бы таких фермеров, как мы, больше, появился бы интерес и у переработчиков.

Мы в свое время тоже начинали с нуля, но постепенно расширялись, внедряли новые технологии. Что нам было действительно сложно, так это разобраться в законодательстве. Обычному человеку, фермеру, который захочет открыть предприятие, вникнуть во все тонкости нереально. Да, у нас есть отличный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но при этом никто не освобождает мелкого фермера от других указов и положений. Сама система подходит для крупных производств, где есть юрист, бухгалтер, экономист и так далее. Одному человеку разобраться во всем тяжело.

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter