Почему волонтерство у нас не так престижно, как за рубежом

Индекс вашей щедрости

Ежегодно Британский благотворительный фонд CAF оглашает мировой индекс щедрости, основываясь на опросах жителей разных стран и континентов. Доводилось ли им выступать в роли меценатов, участвовать в волонтерских проектах, помогать совершенно незнакомым людям? Мы здесь, увы, пока в начале второй сотни рейтинга — в прошлом году заняли 103–ю позицию. А на первых — жители США, Новой Зеландии, Канады и Австралии. Они с готовностью подставляют плечо больным, лишенным крова, нуждающимся в моральной поддержке. И у себя дома, и за пределами родины. Потому что это и почетно, и удобно, и отчасти даже выгодно. Речь о таком довольно прагматичном подходе к волонтерству последнее время заходит и в нашей стране. Здесь мы тоже только в самом начале пути.


Что говорить, если сам герцог Кембриджский принц Уильям провел год в свободном плавании в качестве добровольца благотворительной группы Raleigh International. В этой же организации в Чили работала и его будущая супруга Кейт Миддлтон. Сегодня многие англичане, французы, немцы, окончив школу, не спешат подниматься на следующую ступень — колледж. В то время как наши выпускники судорожно подсчитывают баллы, полученные на ЦТ, и в спешке выбирают вуз, их зарубежные ровесники изучают возможности международных волонтерских программ. «Взять перерыв на год» — типичная практика. Чтобы в качестве добровольца учить детей в Непале, Эквадоре и Камбодже английскому языку, убирать вольеры и кормить гигантских панд в заповедниках, собирать мусор на прибрежной полосе Байкала или раскапывать древнегреческие святилища в лагере археологов... В Беларусь ежегодно тоже приезжают десятки иностранных волонтеров.

Зачем едут? За бесценным опытом, за временем для раздумий о жизненном выборе. А еще есть своеобразный бонус. Ведь заслуги иностранных волонтеров вписываются в молодежный паспорт — книжечку, куда можно занести все сведения о твоей деятельности за последнее время, о полученных в качестве добровольца умениях буквально по пунктам. Конечно, наличие такой книжки с кучей записей вовсе не означает, что волонтер впоследствии гарантированно получит должность в серьезной компании. Но для специалистов по кадрам подобный опыт — все же весомый плюс. Да и для работодателя знак: умение соискателя общаться и ладить с незнакомыми людьми, с которыми разделяет еще и языковой барьер, разве не полезный навык? У нас пока смотреть под этим углом не принято, хотя в БРСМ уже нашли, как зафиксировать благотворительную деятельность молодежи. По словам секретаря Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодежи Виктории Меннановой, начали выдаваться книжки волонтера — своеобразные трудовые, в которые вписываются заслуги на этом поприще:

— В августе прошлого годы мы вручили первые, а сегодня они есть уже у пятисот ребят, участвующих в различных благотворительных проектах нашей организации. Нам бы очень хотелось, чтобы на основе этих книжек абитуриенты могли получить рекомендации и при поступлении в вуз при равных условиях имели бы преимущества перед теми ребятами, у которых не было волонтерского опыта. Конечно, есть споры, нужно ли поощрять добровольческую деятельность. Ведь если молодой человек идет на это, он априори не рассчитывает на бонусы, иначе терялся бы смысл бескорыстного труда. Однако я считаю, что стимулировать желание творить добро нужно. Кроме того, книжки волонтеров — это один из первых шагов в сторону закрепления деятельности волонтеров у нас в стране на законодательном уровне. Добровольцы пока лишь на словах имеют какие–то права и обязанности...

Компетентно

Заместитель председателя Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО Виталий Никонович:

— Ежегодно наша организация имеет право принимать 2 — 3 человека на долгосрочные программы — от двух недель до года пребывания. И столько же наших молодых ребят могут уехать в любую европейскую страну в качестве волонтера. Очень радует, что организаций, которые принимают иностранных волонтеров по программе «Европейской волонтерской службы» (EVS), становится все больше. Эта программа покрывает расходы на проживание волонтеров, более того, они получают так называемые карманные деньги, которых хватает на проездной и питание. В Беларуси иностранцы в основном участвуют в экологических программах, на втором месте социальная работа и на третьем — образовательные проекты. Например, в прошлом году волонтер из Польши вела бесплатные языковые курсы. Было очень много желающих их посещать. Вообще, в Европе очень популярно неформальное образование. Так что наши добровольцы тоже охотно ездят преподавать язык и литературу.

Прямая речь

EVS-координатор «Офиса продвижения инициатив» Мария Видевич:

— За три года мы приняли 48 волонтеров как на краткосрочные, так и на долгосрочные проекты в области культуры, образования и в социальной сфере. Они преподают язык и рассказывают о культуре страны. Также ребята ведут мастер–классы по созданию сувениров, часто работают с детьми из многодетных семей и детьми–инвалидами.


Слово иностранным волонтерам


Марианна из Эстонии приехала к нам именно за опытом:

— В прошлом году окончила школу, но, как и многие друзья, решила не поступать в университет. Чем заниматься в будущем, еще решаю. Не хочу этот ответственный выбор перекладывать на плечи родителей, поэтому дала себе своеобразную отсрочку на год. Чтобы путешествовать, набираться опыта и учиться жизни. В Минске помогаю с письмами и документами в офисе Лиги добровольного труда молодежи, также сортирую макулатуру, провожу межкультурные мероприятия: рассказываю своим сверстникам из Беларуси о традициях и обычаях эстонского народа.

Марианна живет в одной квартире с Александрой — волонтером из Германии. Жилье им оплачивают организации, программами которых девушки воспользовались, чтобы приехать. Алекс в отличие от Марианны почти не знает языка, но это не мешает ей помогать сотрудникам детского хосписа в уходе за маленькими пациентами. Она на подхвате у семей, оказавшихся в нелегкой ситуации: ходит в магазин, играет с малышами, делает что–то по хозяйству — безупречный язык здесь не нужен. Говорит, что такой альтруистский труд ей по душе: некоторые рутинные обязанности сродни медитации. А значит, есть возможность подумать о своем предназначении.

— Мне сейчас 25 лет, я окончила университет в Германии, а потом решила уехать на год в Беларусь, — долго подбирает нужные слова на русском, но все же переходит на английский Алекс. — Пять лет учебы — это слишком для меня. Мне нужно было сменить обстановку. Сегодня особенно активно волонтеры едут в страны Африки, а на Восточную Европу как–то не особо обращают внимание. Хотя здесь действительно есть что посмотреть и чему научиться.

meleshko@sb.by

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter