Не Людмила и не Сергей. Названы имена, которыми чаще всего называют детей

Имя собственное

«Хоть горшком назови, только в печь не ставь», — гласит известная пословица. Но вопреки ей к выбору имен отношение у людей особое, причем весьма переменчивое. Так, «хитом» 1950-х было имя Петр, а сейчас среди детворы его и днем с огнем не сыщешь. С 1980-х до 2000-х девочек чаще называли Ольгами, Татьянами и Натальями. Среди мужских имен с 1980-х на пике популярности были Александр, Дмитрий, Сергей. Сейчас в топ-3 женских имен входят София, Алиса и Мария, а мужских — Максим, Михаил и Марк.

Фото  pexels.com

Отдохнули и хватит

Доцент кафедры английской филологии ВГУ и автор исследования «Именник белорусского приграничья: территориальная дифференциация» Юлия Галковская подтверждает, что популярность на имена приходит и уходит — это факт:

— Имена должны отдыхать. В 1970-е девочек называли Людмилами, Тамарами, Натальями. В 1990-е эти имена почти пропали и не пользовались особой популярностью. А сейчас они отдохнули, и люди стали воспринимать их как необычные и оригинальные и снова начали давать детям. Даже знаменитости нередко выбирают своим чадам имена Фекла, Федора, Клавдия. Многие удивляются: почему ребенка назвали Матвеем, Макаром, Назаром, Антониной? А родители отвечают: такое имя звучит более оригинально, чем те, которые постоянно на слуху: Сергей, Андрей, Ольга, Юлия… Например, на Витебщине в 1950-х вообще не было Максимов, а сейчас это популярнейшее мужское имя.

В прошлом году в Минске девочек регистрировали под именами Ассоль, Венера, Леля, Рогнеда, Зинаида, Матильда, Прасковья, Ирма, Дина, Валентина... Среди имен мальчиков оказались Фадей, Оскар, Добромир, Ив, Витовт, Брюс, Арнольд, Генри, Еремей, Захарий, Тарас, Моисей, Эльдар и другие. Не остались в стороне и регионы. Здесь родители дали своим дочерям имена Мерседес, Германика, Айсель, Веселина, Златославия, Сена, Фекла, Элис, Юнона, Ядвига. Мальчиков записывали как Геральд, Филат, Соломон, Тамерлан, Тадеуш, Фома, Мартин, Леонтий…
Последние двадцать лет девочек чаще называли Настями, Дашами и Машами, мальчиков — Максимами, Артемами и Никитами
Чем объяснить рвение родителей назвать своего ребенка на зарубежный манер?

— В 1990-х такие имена стали давать детям, так как в эфире появились первые латиноамериканские сериалы и пошел бум на иностранные имена. Сейчас тенденция тоже связана с кинематографом, в том числе зарубежным. Но нельзя однозначно связывать это с сериалами, некоторые родители говорят, что увидели имя в романе или услышали в песне. Например, Ассоль — героиня «Алых парусов» Грина. Кстати, что касается сериалов, после показа российского «Метода» родители стали называть дочерей Есениями — в честь героини Паулины Андреевой.

«Воскрешаются» и княжеские имена — Рогнеда, Витовт. Также к старинным именам можно отнести Прасковью, Добромира, Фадея, Златославию, Ядвигу, Любаву, Феклу, Еремея. Однако белорусскими из них считаются лишь Витовт и Рогнеда, остальные относятся к великорусским.

— Имена, которыми называют детей на западе Беларуси, безусловно, отличаются от имен, которые дают на северо-востоке. В западных приграничных регионах заметно сильное влияние католического церковного календаря и национальной традиции. Там больше редких для нас имен, характерных для поляков, латышей и литовцев: Казимир, Чеслав, Вацлав, Тадеуш, Алёйза, Зофия, Людвика, Хана, Эльжбета, Малгожата, — отмечает Юлия Галковская.

Несмотря на всевозможные веяния, влияющие на родительский выбор, есть имена, которые можно назвать вечными: среди мужских — Александр, среди женских — Анна, Мария и Анастасия. Например, в России в прошлом году больше всего регистрировалось именно Александров, а девочек, как и в Беларуси, чаще называли Софиями. Были и уникальные случаи. Девочка из Санкт-Петербурга получила имя Россия. Вся страна это активно обсуждала.

Есть и другие экстравагантные имена: Царь, Князь, Жужа, Лексус, Ланцелот и т.д. Именно поэтому наши восточные соседи три года назад приняли законопроект, запрещающий давать детям имена с использованием титулов, рангов, чисел, бранных слов. Однако свободы для творчества все еще достаточно.

Рисунок Олега Попова

Из Анастасии в Меркурии

Всегда можно изменить то, что вас не устраивает. Ну или почти всегда. Имя не исключение. По информации Министерства юстиции, в 2020 году женщины меняли имя с Анастасии на Василису, с Ольги на Ефросинью, с Ирины на Арию.

В загсе Первомайского района Минска в прошлом году было зарегистрировано 125 изменений, вносившихся в Ф.И.О.: 82 % заявителей меняли фамилию, 12 % — имя и 6 % — отчество.

— Средний возраст тех, кто хочет поменять свои паспортные данные, — 39—42 года, однако есть и пенсионеры, а также подростки, которые ждали своего 16-летия, чтобы поменять имя, фамилию или отчество. Например, в 2020 году семь юношей и девушек пришли к нам сразу после своего 16-го дня рождения. Правда, меняли они фамилию и отчество, — поясняет начальник отдела загс Первомайского района Юлия Виноградова.

К слову, с Ирины на Арию девушка меняла имя как раз в загсе Первомайского района Минска. Оказалось, это рабочий псевдоним, девушка — поэтесса. Такой случай не единичный. По словам Юлии Виноградовой, нередко заменой имени, данного при рождении, становится творческий псевдоним:

— К нам обращалась девушка, просившая сменить имя Ольга на Воля, так как публикуется под этим псевдонимом. Также Ефросинья стала Франкой, Надежда — Надией, Анастасия — Меркурией. Порой хотят сменить имя на свой ник в соцсетях. Рогнеда, которая подписана там как Нелли, официально стала Нелли.

Бывают случаи, когда меняют имя на данное при крещении. Например, в столице одна из Ольг теперь Лия. Редко, но случается перемена русского имени на белорусское. Так, Анатолий стал Анатолем, Дмитрий — Змитром, Ольга — Волей, Анастасия — Настассей.

— В основном это люди, которые разговаривают на белорусском языке, — говорит Юлия Виноградова. — Очень много тех, кто, наоборот, упрощает свое имя: Маргарита — официально Рита, Мария — Мара, Евгения — Женя, Данута — Дана и так далее.

Часто имена меняют люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

— Есть зарегистрированный бренд «Лана», а его владелец — Светлана. Теперь и в паспорте предприниматель записана как Лана, — рассказывает начальник отдела загс Партизанского района Минска Елена Горшкова.

Не так часто, но все же обращаются в загс для перемены имени люди, заявляющие, что с ним жить некомфортно.

— У нас был такой случай: пришла девушка, которой при рождении было дано имя Екатерина, но ей больше нравилось имя Евгения. Более того, ее даже друзья называли Женей. В итоге жизнь девушки после смены имени, как она сама отмечала, изменилась в лучшую сторону.

В ганцевичском загсе рассказали, что был случай, когда имена меняли из-за трудности произношения.

— К нам приходила девушка с красивым восточным именем, она поменяла его на простое Наталья. Была такая счастливая, говорит, наконец-то, дети смогут выговорить имя матери, — вспоминает начальник отдела загс Ганцевичского райисполкома Наталья Гордей.

Подобный случай был и в столице. Парень с Дальнего Востока получил белорусское гражданство и решил поменять свое имя Мохаммад Хамед на более простое Фаим.

Психолог Олеся Пономаренко говорит, что смена имени может помочь человеку, если он ассоциирует его с негативом. Допустим, как-то резко его называли этим именем в детстве:

— Кроме того, смена имени — это и поиск себя. Человек думает: мне не нравится тот я, что я есть, жизнь, которая у меня есть. Кстати, часто дети в какой-то период очень не любят свое имя, обычно в подростковом возрасте. Их все не устраивает, и это совпадает с кризисом самоотношения. Подростку тяжело воспринимать себя позитивно. Он ищет в себе много недостатков и просто недоволен, например, тем, что он Миша или Петя.

Смена имени — отражение какой-то части нашей психологической истории, связанной с отношением к себе, ощущением себя, и с такой плотной связью между тем, кто я есть в реальности и как я себя там представляю, хочу видеть, утверждает психолог:

— Вместе с именем на нас проецируется определенное к нам отношение и ожидание. Очевидно, что человек, носящий определенное имя, для остальных ассоциируется с его тезками. Неосознанно ищутся параллели, и зачастую есть какое-то предубеждение, которое сказывается на отношениях, на том, что происходит.

У БОГАТЫХ СВОИ ПРИЧУДЫ

Рэпер Канье Уэст назвал свою дочурку Норс Уэст — Северо-Запад, если по-русски. Дэвид и Виктория Бекхэм дали имя сыну в честь района, где его зачали, — Бруклин. А вот у Шакиры все не так логично: сына нарекли Милан (с ударением на первый слог), несмотря на то, что его папа Жерар Пике играет в «Барселоне». Второго сына они назвали Саша. Бейонсе выбрала сыну «растительное» имя — Блю Айви (Голубой Плющ). В России тоже любят соригинальничать. Так, сына Марины Анисиной и Никиты Джигурды зовут Мик-Анжель-Крист Анисин-Джигурда. А вот дочку попроще — Эва-Влада. Энжел Сергеевич Жуков подрастает в семье Сергея Жукова из группы «Руки вверх!». Дочку Нелли Уваровой зовут Ия, Марата Башарова — Амели, а маленькую балерину Анастасии Волочковой — Ариадна.

МОГУТ ЛИ ОТКАЗАТЬ В СМЕНЕ ИМЕНИ?

Согласно законодательству, основанием для отказа может стать отсутствие уважительной причины, недостаточное мотивационное объяснение, почему человек хочет сменить фамилию, имя или отчество. Кроме того, отказать в перемене могут и тем, кто в момент обращения находится в статусе подозреваемого или обвиняемого, а также имеет непогашенную и неснятую судимость.

 yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter