Наша известная гимнастка Мелитина Станюта, например, успела мелькнуть не только на гимнастическом ковре, но и в рекламе, однако в список журнала “Форбс” пока не попала.

— С самого детства я, как и мои подруги по команде, тренировалась едва ли не круглосуточно. Плюс учеба. На все остальное времени просто не оставалось. Люба Черкашина как-то пыталась вести свой блог, но в итоге забросила: сложно одновременно тренироваться, наносить макияж перед выступлениями и думать, что нужно что-то написать “для интернета”. По этой же причине в США и Европе раскруткой и рекламой спортсменов занимаются специальные люди. У нас же в БГУФК курс “менеджер спортсмена” начали читать только в нынешнем году. Да и большой надобности в этих людях, признаться, нет. В США спортсмены заключают контракты со спонсорами, а потом платят менеджерам. Зачем белорусским спортсменам платить менеджеру, если зарплату они получают в министерстве и она напрямую зависит от результатов? Да и среди федераций вопросом узнаваемости спортсменов и вида спорта озабочены единицы.
Читайте также
— Моя популярность не стала следствием каких-то целенаправленных усилий. Я просто тренировалась, выступала и (спасибо родителям) занималась самообразованием. Но в итоге благодаря известности и спортивным достижениям года три назад мною заинтересовалось управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. Скоро я стану послом доброй воли этой организации. Рекламный контракт с компанией — производителем минеральной воды — также результат узнаваемости: предложение мне поступило уже после окончания карьеры. Плюс периодически просят показаться на фото в соцсетях с какой-нибудь продукцией. В свое время я постоянно хотела быть похожей на Любовь Черкашину: смотрела, что она надевает, какие книжки читает, куда ходит. Сегодня многие девушки наверняка так же смотрят на меня...
Правда, с точки зрения заработка такой вариант использования популярности, по словам Станюты, вызывает немало вопросов. Надевать на себя и советовать друзьям все, что предлагают, путь сомнительный. Предложения порой бывают весьма неоднозначные. Если же не делать ставку на массовость, доходы оставляют желать лучшего. Поэтому Мелитина в итоге сделала выбор в пользу проведения собственных мастер-классов. Здесь также большую роль играет имя, за это также платят деньги, но при условии, что акции проводятся за границей.

— В спортивном маркетинге очень многое завязано на результате, а в Беларуси не так много спортсменов, способных этот результат показывать стабильно. С минувшей Олимпиады наши фристайлисты привезли две золотые медали, но вряд ли к ним выстроилась толпа спонсоров. Это был лишь яркий момент, после которого герои довольно быстро ушли в тень. В Беларуси зарабатывать на своем имени и результатах удается пока трем красивым девчонкам — Даше Домрачевой, Саше Герасимене и Алине Талай. Правда, и в их случаях процесс идет не без нюансов. Контракт Домрачевой с “Белгосстрахом” — один из самых крупных, но при этом оказалось, что, если ты подписываешь контракт с “Белгосстрахом” или, как Герасименя, с Беларусбанком, вряд ли стоит рассчитывать на сотрудничество с МТС или “Велком”. Казалось бы, они не конкуренты, но все предложения упираются во фразу “Так она ведь уже с “Белгосстрахом” работает”. При этом та же Серена Вильямс, имея уйму контрактов, едва став мамой, умудряется и на этом зарабатывать, рекламируя детские матрасики, питание и что-то еще.
Причина парадокса, по словам Скавинской, теряется в хаотичности белорусского спортивного маркетинга. Даже привлекая в качестве собственного лица кого-то из раскрученных спортсменов, компании зачастую попросту не представляют, как его использовать. Результатом становится фамилия в углу экрана во время телевизионного ролика и далекая от максимальной эффективность подобного сотрудничества. С другой стороны, сами спортсмены не стремятся создавать красивые истории, которые можно было бы продать.

— Самый яркий сюжет последнего времени в белорусском спорте — Сергей Долидович. Если бы он жил в Норвегии или Германии, уже наверняка нашлись бы спонсоры, которые использовали бы эту историю в рекламе. Правда, есть важный момент: вряд ли Долидович должен обходить один за другим офисы компаний. Во всем мире этим занимаются менеджеры или даже целые агентства. Ведь мало снять ролик с участием спортсмена или, наоборот, выиграть медаль и ждать, что под твоей дверью завтра выстроится очередь. Нужно постоянно создавать поводы, проводить какие-то акции, напоминать о себе. Кстати, молодое поколение спортсменов постепенно понимает, что свои пять минут славы в современном мире может получить каждый, и старается использовать те возможности, которые дают, например, социальные сети.
В негласном рейтинге зрительских симпатий и народного обожания первое место, безусловно, удерживает Дарья Домрачева. Более того, по убеждению работающей с ней Скавинской, если бы не концентрировалась на тренировках и подготовке к Олимпиаде, Даша запросто могла бы оказаться вполне самодостаточным брендом. Рекламные предложения поступают регулярно, с недавних пор Домрачева стала одним из 40 атлетов “команды VISA” (компания, кстати, является официальным спонсором предстоящих Игр), а посылки с предметами “именной” линии одежды, кроме Беларуси, расходятся в Норвегию, Германию, Италию и даже США. Но при этом успешность подобного спортивного проекта очень сильно зависит и от внешних факторов.
— Понятно, что важно учитывать состояние экономики страны и возможности потенциальных спонсоров. С другой стороны, пример футбольных “Крумкачоў” показывает, что без результата любая красивая история может закончиться сбором пожертвований и долгами. Важно понимать, что создание приносящего прибыль персонального бренда в спорте — кропотливый и долгий процесс, в котором одинаково важны как готовность спортсмена продавать себя, так и умение спонсоров использовать представившуюся возможность. Если же одних тянут в спорт за уши, а вторые при первой возможности отказываются от интервью, никакой любви не выйдет.
Мало снять ролик с участием спортсмена или, наоборот, выиграть медаль и ждать, что под твоей дверью завтра выстроится очередь. Нужно постоянно создавать поводы, проводить какие-то акции, напоминать о себе. Кстати, молодое поколение спортсменов постепенно понимает, что свои пять минут славы в современном мире может получить каждый, и старается использовать все возможности.
komashko@sb.by