Имя им - регион

"Хозяин" Саратовской области Дмитрий Аяцков - очередной губернатор, который впал в немилость российской Фемиды.
"Хозяин" Саратовской области Дмитрий Аяцков - очередной губернатор, который впал в немилость российской Фемиды. Первым в этом ряду был губернатор Камчатской области Михаил Машковцев, обвиненный в превышении служебных полномочий и нецелевом расходовании бюджетных средств. Затем возникло дело о хищении облигаций Тверской области, за которое поплатился теперь уже бывший губернатор Владимир Платов. Наконец, третьим за весьма непродолжительный срок стал Аяцков. Прокурор Саратовской области Анатолий Бондар сообщил, что он обвиняется в растрате более 70 млн. рублей из бюджета.

Как и следовало ожидать, мало кто поверил в собственно уголовные перипетии этих дел. Российские журналисты и политологи принялись рассуждать, цитирую, "о выдавливании из большой политики губернаторов "ельцинского призыва". Мол, после того, как были сформированы "управляемая" Дума, "технический" Совет Федерации, после зачистки олигархов Кремль принялся наводить порядок там, где, как подсказывает российская история, чаще всего вызревала "крамола". В регионах, которые, чего скрывать, кое-где превратились в места никем не контролируемой губернаторской вольницы.

Косвенным подтверждением этой версии в деле Аяцкова служит политическая составляющая: на пока еще не освободившееся губернаторское место метит (не скрывая этого) вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин, выдвинувшийся в первые ряды благодаря членству в "Единой России".

Понятно, что управлять из Центра страной с несколькими часовыми поясами невозможно, если оставить громоздскую систему краев, областей, республик и т.д. Тем более что некоторые губернаторы стали удельными князьками. В.Путину нужна "вертикаль" власти. Для того чтобы ограничить всевластие региональных лидеров, он еще после первой своей инаугурации реформировал систему власти. Вспомним назначение семи "полпредов" в укрупненных округах, а также то, что губернаторы сегодня лишены "сенатской неприкосновенности" и выдворены из состава Совета Федерации.

То, что происходит сейчас, - это, говоря научным языком, диверсификация власти. Иными словами, после того, как В.Путин взялся наводить порядок в прежней, ельцинской системе, образовались свободные ниши в центрах управления. Они стремительно заполняются новыми людьми, и каждый из центров претендует на роль главного. Заметно, что на роль "государева ока" особенно активно претендует прокуратура. Настолько, что иногда осмеливается вести свою игру. Умудренный опытом Аяцков это сразу же заметил и, не церемонясь, указал в одном из интервью на "заказчика" своего дела - генпрокурора Владимира Устинова и "исполнителя" - саратовского прокурора Анатолия Бондара, который, по словам Аяцкова, испытывает губернаторские амбиции.

Вот в этом, последнем, обстоятельстве и зарыта собака. Коль "крепкий хозяйственник" проморгал оппозицию в собственной вотчине, коль Анатолий Бондар поднял на "хозяина" руку - значит, время "хозяина" истекло. Есть такая притча у Джеймса Фрезера, которая считается лучшим объяснением природы власти: вокруг священного дерева день и ночь без сна и отдыха ходит человек с мечом. Претендент на это место мог добиться его только одним способом - убить своего предшественника и удерживать эту должность до тех пор, пока его не уничтожал более сильный и ловкий конкурент.

Почему пост можно было бы занять только низвергнув предшественника? Потому что так доказывается наличие большей жизненной силы и воли. На смену старой элите в России в самом деле приходят другие люди. Им дан шанс, и они его не упустят. Впрочем, Аяцков выразил желание еще потягаться... Так что продолжение следует.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter