Почему уходит в прошлое приватизационная эйфория

Имущественный интерес

При назначении нового руководства Правительства и ряда министерств Президент поднял среди прочих и вопрос о приватизации: “Никто не против приватизации. Было четко мною определено: по каждому предприятию, малому или большому, по трудовым коллективам — там люди работают — мы должны определяться, прежде чем продавать акции этого предприятия. Некоторые приходят ко мне инвесторы и говорят, что такая численность не нужна. Такая приватизация в Беларуси не пройдет, такая приватизация нам не нужна”. Но мировая практика показывает: не нужна она и другим странам.


В  России идет скрытая национализация, заявил на прошлой неделе целый ряд российских изданий и информагентств. Логика подобных утверждений такова: государство в период кризиса вошло в ожесточенный конфликт с олигархами, и уже неправильно утверждать, что у них одинаковые интересы и цели. Во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные кампании по национализации. Причем последняя — в 1982 году, в ходе чего были национализированы 36 крупных частных банков и ряд монополий: банк Ротшильда и Парижско-Нидерландский банк, компания Суэцкого канала, Генеральная электрическая компания, авиационные заводы Дассо и множество иных. В результате госсектор экономики увеличился почти наполовину.

В Великобритании в 1946 году были приняты акты о национализации угольной промышленности, о Банке Англии и о транспорте. Можно вспомнить и Акт о национализации железной и стальной промышленности 1951 года. В 1960—1970-е годы национализация неоднократно использовалась в этой стране как инструмент экономической политики: при ренационализации черной металлургии в 1967 году и национализации крупнейших судоверфей в 1977-м. Но в 1980-е же с приходом к власти консервативного правительства под руководством Маргарет Тэтчер пошел обратный процесс — масштабная приватизация, которая длилась почти десятилетие.

Самый свежий и громкий из примеров национализации последнего десятилетия и вовсе произошел в главной капиталистической стране планеты. Речь о переходе под временное государственное управление двух крупнейших ипотечных корпораций США в связи с экономическим кризисом 2008 года. Компании Freddy Mac и Fannie Mae на двоих контролировали почти половину всего ипотечного рынка Соединенных Штатов, их суммарные активы превышали 5 триллионов долларов.

Так какими же должны быть реформы? Применительно к нашей стране на эту тему поделился с “НГ” своими размышлениями доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного менеджмента экономического факультета БГУ Валерий Байнев:

— Жизнь устроена так, что окружающий нас мир все время изменяется. Непрерывные перемены и обновление — это естественное состояние любой желающей жить страны. Точно так же и нашей Беларуси нужны реформы. Вот только вопрос — какие? Вкрадчивые голоса из девяностых — заморские “доброхоты” и будущие местные олигархи — подсказывают: “Нужна приватизация!” Их расчет на незамысловатую логику простого обывателя: расторопный частный собственник-де всегда лучше неповоротливого государства. Он и накормит вкуснее, и оденет моднее, и при этом в отличие от чиновника взяток не берет. Отсюда вывод — все поскорее отдать в частные руки и частнику не мешать.

По мнению Валерия Байнева, горстку будущих олигархов понять было несложно:

— Ведь “прихватизация” — это их крутой бизнес. Для них рыночные реформы — это стремительный путь в рай на Земле с его дорогущими яхтами, личными самолетами, загородными дворцами да зарубежными виллами. Очевиден расчет и “добрых зарубежных дядей” из тех стран, где олигархи обычно прячут награбленное. А вот логику прочих ратующих за приватизацию и рыночные реформы не понять. Ведь для большинства свободная рыночная экономика — это дороговизна, нескончаемый рост цен, нищенская пенсия, мизерная зарплата, тяжкий труд на родине, поиск лучшей доли на чужбине. А кое-где к тому же еще и кровавые войны из-за бесконечной грызни олигархов за народное добро. Все это не раз проверено, что называется, на горьком опыте наших соседей.

Профессор убежден — совсем другие нужны нам сегодня перемены:

— Какие? Для тех, кто не жаждет народного добра и кое-что смыслит в современной экономике, ответ очевиден. Прямо на наших глазах во всем прогрессивном мире свершается ни много ни мало четвертая промышленная революция. Во всех передовых странах ее именуют стратегией Industry 4.0. Она ничего общего не имеет с “прихватизационным” дележом народного добра и рыночными реформами. Глобальные изменения идут совсем в иной плоскости — технико-технологической. Нынче благодаря промышленному интернету и интернету вещей миллионы компьютеров планеты, подобно нейронам нашего мозга, неумолимо сплетаются в одну умную систему. Рождается цифровой искусственный интеллект, который вскоре станет управлять всеми аспектами нашей жизни — от производства до быта. Его техническая основа — высокотехнологичная промышленная продукция: средства связи, микропроцессоры, цифровые исполнительные механизмы, роботы и многое другое. В связи с этим и без того важная роль промышленности становится главенствующей. Ведь не зря же на Западе революции именуются индустриальными (в отличие от наших, связанных с переделом собственности).

Иными словами, в рамках четвертой промышленной революции начат грандиозный процесс цифровой интеллектуализации производства. И потому вывод Валерия Байнева — тот, кто отстанет в данной сфере, вскоре станет полностью управляем извне, потеряет независимость:

— Новая индустриализация экономики на основе ее цифровой интеллектуализации — вот какие нужны нам нынче реформы! И наша Беларусь во многом интуитивно, а кое-где уже и осмысленно идет именно этим путем. Несмотря на призывы “доброхотов”, мы сберегаем и развиваем свою промышленность — главный пропуск в эпоху Industry 4.0. А нынешняя цифровизация экономики — это наш шанс остаться равными в когорте технологически развитых держав.

КОМПЕТЕНТНО

Павел Утюпин,  министр промышленности:


— Необходимо, наверное, больше внимания уделить предприятиям, которые находятся в малых и средних городах. Учитывая, что предприятия Министерства промышленности находятся по всей стране, от их работы будет складываться в целом социально-экономическая ситуация в каждом отдельном городе. Поэтому это очень важно... Никто не против самой приватизации, вопрос просто в том, чтобы понимать, зачем это.

Максим ОСИПОВ

Ключ к доверию инвестора


Депутаты Палаты представителей Национального собрания готовят ко второму чтению изменения и дополнения в Закон “О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества”. Законопроект предполагает корректировку некоторых правил продажи государственного имущества, подлежащего приватизации. Очевидно, что успешная конкуренция на рынке возможна лишь с применением новых технологий и современных практик управления. Собственных оборотных средств для этого не всегда хватает. Значит, надо привлекать инвестора. Но акции ему должны предлагаться по рыночной стоимости, считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Владислав Щепов.

Парламентарии также предлагают предоставить право местным Советам депутатов самим определять порядок принятия решений о приватизации объектов, находящихся в их собственности. Ранее такой порядок определялся Советом Министров, который составлял списки объектов, предназначенных к приватизации. Подчеркну, речь идет только о тех объектах, которые не имеют стратегической значимости для страны.

Впрочем, Владислав Щепов считает, что не стоит рассматривать приватизацию как панацею:

— Да, анализ показывает, что вновь созданные частные предприятия показывают значительно лучшую динамику по производительности труда, росту зарплаты, экспорта, привлечению инвестиций и новых технологий. Но приватизация — это всего лишь один из инструментов реформирования экономики. Сегодня самая главная задача — это повышение эффективности управления проблемными объектами, находящимися в госсобственности. Я вижу потенциал в организации новых малых и средних предприятий, которые должны стать локомотивом в продвижении инноваций, выходе на новые экспортные рынки и так далее.

Евгений КОНОНОВИЧ

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter