Рачительно ли используется государственное имущество, и как выполняются поручения Президента по наведению порядка в этой сфере?

Имущественный интерес

Рачительно ли используется государственное имущество?  Как выполняются поручения Президента по наведению порядка в этой сфере? Ответы на эти вопросы — в очередном выпуске специального проекта Агентства теленовостей, вышедшего в эфире канала «Беларусь 1».

Хальч. Старый дворец ждет заботливых хозяев.
Фото  Ивана Кузменкова.

Возведение усадебного комплекса Халецких на Ветковщине было завершено в начале XIX века. Дом был построен в стиле позднего класcицизма, поэтому сегодня представляет огромную историческую ценность. Аналогов этому зданию сегодня нет ни в Беларуси, ни в Литве, ни в Украине.

Годы не пощадили величественную постройку. В советские времена здесь расположилась тюрьма. Позднее бывший Хальчинский дворец стал клубом, а после — конторой местного колхоза. Здесь перестала играть музыка и шампанское больше не лилось рекой, но здание еще оставалось востребовано хоть кем-то. Окончательно про старый дворец в поселке Хальч позабыли на пороге 2000-х…

Такие примеры встречаются по всей Беларуси: постройки становятся невостребованными и про них забывают. А ведь каждое строение имеет право на новую жизнь, говорит начальник главного управления распоряжения имуществом Госкомимущества Виктория Васильева:

— У каждого объекта своя история, почти как у человека. По каждому объекту в зависимости от его площадей можно принимать ряд решений. Вплоть до инвестиционных предложений с льготами. Нужна более эффективная работа с инвестором в части предложений.

Примером можно назвать Гомельскую область, где за последние 10 лет в экономический оборот возвращено почти 8 тысяч объектов, при этом около 3 тысяч зданий продано.

Секрет успеха раскрывает заместитель председателя комитета по имуществу облисполкома Оксана Чепурная:

— Для привлечения потенциальных инвесторов активно проводится рекламная работа. Используются все средства рекламы: наружная, на транспорте, телевидении, радио и в печатных СМИ. Это дает результаты.

Например, еще 7 лет назад в Гомельском районе были два заброшенных лагеря — «Ромашка» и «Юнга». Через аукцион нашелся новый владелец, превративший их в современный гостиничный комплекс. Стоит ли говорить, что, помимо налогов, которые поступают в бюджет, это еще и туристическая привлекательность нашей страны. Только за последний год здесь отдохнули тысячи зарубежных гостей. А в Речицком районе на территории бывшей военной части 80% всех помещений уже в чьей-либо собственности. Например, предприниматель Дмитрий Ткачев два года назад в рамках развития своего дела купил бывшую котельную. Огромное помещение ему обошлось в чуть более чем 5 тысяч долларов, но оно того стоило:

— Представьте, если бы мы строили с нуля, то в какую копейку здание обошлось бы нам. Естественно, мы бы даже не начинали заниматься деревообработкой.

Увы, как выглядит другая сторона медали, видно в том же Речицком районе. Здесь два ангара принадлежат хозяйству «Демеховское» — такое наследство в 2005-м местные власти получили от соседнего СПК. А те —  еще от кого-то в конце 1990-х. Так на протяжении уже почти 20 лет эти помещения и кочуют от одного хозяина к другому. Недавно ими заинтересовался бизнесмен из Речицы, хотел использовать боксы под обработку древесины. Но сделка сорвалась из-за того, что поблизости жилые дома: наладить здесь производство запрещают саннормы.

Минск. Обновленное здание УКСа по улице Гвардейской.
Фото Владимира Шлапака.

История в «Демеховском» отражает примерную ситуацию вокруг неиспользуемого имущества. В каждой области найдется с десяток объектов, к которым есть вопросы со стороны госконтроля. Самый актуальный — почему местные власти прилагают недостаточно усилий, чтобы вовлечь неиспользуемое имущество в оборот. Начальник управления КГК Беларуси Николай Зеньчик информирует:

— За последние 5 лет вовлекается 1.000 — 1.200 объектов и где-то 500 списывается. Однако такой темп неприемлем, потому что он не только не позволяет сократить количество неиспользуемого госимущества, но и порождает негативную тенденцию его роста.

О том, что госимущество должно не только использоваться эффективно, но и приносить прибыль, не раз говорил Президент. Впервые этой темы Александр Лукашенко коснулся еще в 2007 году на семинаре руководящих работников республиканских и местных госорганов. Тогда Глава государства предложил сразу несколько вариантов решения проблемы:

— Нами предпринят ряд дополнительных решений: льготное налогообложение по упрощенной системе, порядок продажи неиспользуемых объектов госимущества по цене одной базовой величины, а также передача таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные проекты.

Но даже среди тех, кому достался жирный кусок пирога за две копейки, всегда найдется собака на сене. В центре Вилейки, между зданием райисполкома и костелом, стоит построенное в начале ХХ века здание. Казалось бы, не найти места лучше, чтобы сделать здесь торгово-развлекательный центр. Об этом же, видимо, думал и человек, который купил это здание за одну базовую. Но прошло больше 5 лет, а свои обязательства предприниматель так и не выполнил. Теперь ему грозит штраф почти в 250 тысяч рублей, а у властей проблема: как вовлечь здание в хозоборот. Еще один проблемный объект в городе — здание бывшего сельхозколледжа. После того как учреждение образования закрылось, ему пытались найти применение, но не вышло, объект почти на 5 тысяч квадратных метров так и стоит никому не нужным. Ведь именно таким громадинам сложнее всего подыскать нового владельца, а сносить — дорого. Председатель Вилейского райисполкома Олег Бегунец размышляет:

— Планируем туда перенести нашу начальную школу, она находится в здании детского садика. И центр дополнительных занятий на 700 мест. Потребуется определенный ремонт, средств районного бюджета на это будет недостаточно.

Был проблемный объект и в центре столицы, в 10 минутах ходьбы от стелы «Минск — город-герой». Сегодня там порядок, говорит начальник управления КГК Беларуси Николай Зеньчик:

— Здание по Гвардейской, 7 пустовало 8 лет. Отдали УКСу, которое здесь разместилось. Это пример того, как можно зданию придать вторую жизнь.

Хороший пример оптимизации системы вовлечения неиспользуемого имущества в оборот и в Щучине. С советских времен этому городу досталось  наследство в виде бывшего военного городка и аэродрома, где располагалась крупная авиабаза. Десятки объектов нужно было вовлечь в оборот. Для этого в 2005 году здесь создали предприятие «Авиатор», на плечи которого и легли эти задачи. Результаты подводит начальник управления экономики Щучинского райисполкома Юрий Вилькевич:

— Нами было принято порядка 315 объектов. Ныне из них не используется лишь 14.

Больше всего «Авиатору» предстояло поработать с территорией бывшего аэродрома — пристроить куда-либо 600 га земли и 1000 квадратных метров ангаров. Справились. Сегодня боксы используются как для обслуживания самолетов, так и для хранения плодоовощной продукции. А на территории бывшего аэродрома появилось предприятие по выращиванию грибов. И 150 новых рабочих мест вместе с ним. После того как «Авиатор» справился с поставленной задачей, у него появилось новое боевое задание: вовлечь не только военные, но и другие неиспользуемые объекты, которые числятся на балансе города. 80 зданий здесь планируют пристроить в хорошие руки уже в течение 3 — 5 лет.


Дело в каждом из нас


Любой может ходить и жаловаться на заброшенное строение у себя по соседству, но не каждый засучив рукава сам начнет наводить порядок. А ведь если каждый хоть что-то сделает для своего города, деревни или хотя бы улицы — не потому, что Год малой родины, а потому, что так должно быть — тогда, быть может, и неиспользуемые объекты исчезнут, и хозяин, к примеру, для усадьбы Халецких наконец-то найдется.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter