Имущественный интерес

Как будет проходить продажа неиспользуемых строений, находящихся в госсобственности? Куда можно вложить чеки «Жилье» и «Имущество»? На вопросы наших читателей ответили руководители Фонда государственного имущества Госкомимущества

Двенадцать  тысяч  объектов  в  Беларуси  ищут  рачительного  хозяина 

По поручению главы   государства в конце 2006 года была проведена инвентаризация объектов, находящихся в хозяйственном ведении, безвозмездном и оперативном управлении у госорганизаций, которая выявила, что в республике имеется около 12 тыс. неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости государственной собственности, из которых около 4 тыс. относятся к республиканской собственности и около 8 тыс. — к коммунальной. Наибольшую долю в числе таких объектов составляют бывшие военные городки, а также учреждения образования, расположенные в сельской местности. Что делать с собственностью, которая приносит одни убытки? Ответ, казалось бы, прост — найти ей рачительного хозяина, вовлечь неиспользуемые здания в хозяйственный оборот. Опыт первых в Беларуси аукционов показал, что интерес к неиспользуемым объектам пусть небольшой, но есть. Особенно ярко он проявляется  со стороны частного бизнеса. Поэтому стимулировать интерес потенциальных покупателей будут ценовым фактором. 

Вопросы о том, как будет проходить продажа неиспользуемых строений, находящихся в госсобственности, давно беспокоят читателей «Рэспублiкi». Ответить на них мы попросили специалистов во время «прямой линии», в которой приняли участие руководители Фонда государственного имущества Госкомимущества    заместитель директора Владимир КОВАЛЕВСКИЙ, заместитель начальника управления по вопросам использования имущества республиканской собственности Константин КУЦКО и заместитель начальника управления учета и распоряжения акциями Леонид ЧЕЧЕТКО. 

То,  что  плохо стоит… 

— Здравствуйте! Согласно данным Министерства экономики, в республике не используется или используется неэффективно около 2 млн. кв. м площадей зданий и сооружений, принадлежащих госпредприятиям. То есть это большой массив имущества, который не востребован, не задействован в хозяйственном обороте. А использовать для активизации продаж госсобственности административные рычаги не планируется? 

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: Действительно, государственные организации сегодня несут определенные потери по содержанию, охране, уплате налогов на неиспользуемое имущество. А ведь оно не дает финансовой отдачи, не участвует в предпринимательской деятельности. Так, затраты на содержание неиспользуемых объектов республиканской собственности в 2005 году составили более 13 млрд. рублей, в 2006 — 11,7 млрд. рублей. Поэтому стоит задача в ближайшее время активизировать работу по вовлечению имущества в хозяйственный оборот. Инструменты этого процесса давно известны. Это как возмездная, так и безвозмездная передача госимущества другим лицам. Возмездная — продажа через аукцион, по конкурсу прямая продажа предпринимателям, внесение имущества в виде неденежного вклада в уставный фонд создаваемого хозяйственного общества. Безвозмездная осуществляется как между республиканскими юридическими лицами в пределах одного собственника, так и передача из республиканской в частную собственность. 

Из общего количества неиспользуемых объектов недвижимости планируется продать около 1 тыс. объектов республиканской собственности и более 2 тыс. коммунальной, сдать в аренду соответственно более 200 и 650 объектов. 

— Здравствуйте! Меня зовут Ирина, я экономист. Ходят слухи, что в настоящий момент на столе у главы государства лежит декрет, согласно которому в дальнейшем продажей госимущества будут заниматься вновь созданные специализированные фонды. Можете ли вы хоть как-то прокомментировать это? 

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: О наличии такого документа мне ничего не известно. Во всяком случае, Госкомимущество не выносил его на рассмотрение. Но мысль о создании подобных фондов давно витает в воздухе. Ведь если исходить с той позиции, что управление и распоряжение госимуществом должно осуществляться на профессиональной основе, то, безусловно, сегодня большинство предприятий, как крупных, так и мелких, сами не в состоянии осуществлять этот процесс. Даже у таких промышленных гигантов, как МТЗ, МАЗ или БелАЗ, не всегда есть компетентные специалисты, чтобы управлять недвижимым имуществом, вовлекать его в хозяйственный оборот. Так что создание таких профессиональных фондов или иных структур не такая уж отдаленная перспектива. 

Константин КУЦКО: Кстати, в России такие структуры были созданы несколько лет назад и сегодня функционируют достаточно успешно. Но говорить о том, что это данность и для Беларуси, все же не стоит. Это дело не ближайшего будущего, но через 3—5 лет белорусская экономика к этому придет. 

— Доброе утро! Владимир Матвеев из Минска. В свое время в Восточной Германии некоторые предприятия, как известно, продавались за одну марку. Там проблему с неиспользуемым и непродаваемым госимуществом очень быстро устранили. Насколько я в курсе, согласно Программе развития малых городов неэффективно работающие объекты в регионах также будут перепродаваться по достаточно смешным ценам. По какой методике вы планируете оценивать эффективность или неэффективность использования этих зданий, а как их можно будет приобрести? 

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: В целях развития бизнеса в малых и средних городах, а также вовлечения в хозяйственный оборот неиспользованного государственного имущества, расположенного в этих населенных пунктах, в 2007 году главой государства был принят Указ № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества». В соответствии с ним разрешается продавать здания, сооружения и незаконсервированные незавершенные объекты на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине. Более того, такие объекты можно передавать в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты и безвозмездно в собственность индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам. В мае 2007 года этот указ вступил в силу, и его исполнение находится под контролем. Ежегодно будет формироваться перечень такого имущества. Причем по республиканской собственности он утверждается правительством Беларуси, а по коммунальной собственности — областными исполнительными комитетами. 

Мы возлагаем большие надежды на продажу данного имущества таким способом. Следует заметить, что по итогам последней инвентаризации, которую мы провели в конце прошлого года, около 70 % неиспользуемого гос-имущества находится как раз в малых и средних городах. И вовлекать в хозяйственный оборот это имущество крайне сложно. 

— Грубо говоря, если у меня есть конкретный инвестпроект, то я могу и вовсе рассчитывать на бесплатное приобретение объекта. 

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: Речь тут идет не о приобретении, а, скорее, о пользовании на время осуществления этого инвестпроекта. Правда, предусмотрено, что по его окончании при выполнении условий договора это имущество может быть передано в собственность. 

Хочу отметить, что в каждом гос-органе сегодня созданы специальные комиссии, которые решают, какие объекты стоит включать в перечень, утверждаемый Сов-мином, а какие — нет. И в ноябре—декабре 2007 года уже пошли первые продажи. По коммунальной собственности нам удалось продать 25 неэффективно используемых объектов, по республиканской — 11. И, как показала первая практика, их стоимость возросла в среднем в 18 раз по сравнению со стартовой, равной одной базовой величине. Это не очень много, но, учитывая, что эти объекты вообще не использовались, шансы продать их в соответствии с законодательством, в том числе и с понижением цены, не имели бы успеха. Исполкомы неоднократно принимали попытки их реализации по оценочной стоимости, но это было безрезультатно. Когда же их выставили на аукцион, спрос появился. 

— Приветствую участников круглого стола! Желаю вам удачи, счастья и всяческих благ в новом году! Беспокоит вас Раиса Матвеевна. Я работаю экономистом в крупной коммерческой структуре, не хотелось бы ее называть. У меня вот такой вопрос к уважаемым руководителям Госкомимущества: в регионах сегодня немало объектов строительства, которые можно отнести к так называемому долгострою. Как будет проводиться оценка таких строений? И еще: сможет ли житель Минска приобрести недострой, скажем, в Гомельской или Гродненской области? Спасибо. 

Константин КУЦКО: При отчуждении государственных объектов недвижимости, в том числе и недостроенных, через аукцион или по конкурсу их оценка осуществляется по оценочной стоимости на 1 января текущего года. В случае если незавершенка продается конкретному покупателю, то наравне с оценочной стоимостью в расчет принимается еще и рыночная стоимость, и в качестве итоговой выступает большая. Но, зная ситуацию с ежегодной переоценкой, которая производится в нашей стране, и постоянным удорожанием объектов недвижимости, в том числе и объектов незавершенного строительства, эти позиции могут быть пересмотрены.  Главой государства 13 февраля 2007 года был подписан Указ № 77, согласно которому  предусмотрено понижение стоимости на 20 % после первых нерезультативных торгов и до 50 % — после вторых. Если и после этого объектом никто не заинтересовался, то происходит выставление объекта на так называемый голландский аукцион, в результате которого стоимость не увеличивается, а снижается. Максимально она может быть снижена до 80 %. 

Опять же, в соответствии с Указом № 108 предусмотрена продажа незавершенных объектов строительства в малых и средних городах на аукционах с начальной ценой, равной 1 базовой величине. Но хочу отметить, что касается этот вопрос только малых городов. Минск и областные города не рассматриваются. Но и в этом случает также есть ограничение — недострой должен быть завершен, как минимум, на 60 %. 

— Беспокоит Кривко Сергей Сергеевич, предприниматель из Столбцов. Хотелось бы пожаловаться: очень сложно работать с нашим исполкомом по вопросу приватизации и покупки недвижимости! Уже около 7 лет мы просим его продать нам не нужные государству объекты, но безрезультатно. Для этого многократно обращались с письменными заявлениями, на которые нам просто никто не отвечает. За это время объекты стали руинами, но местная власть молчит. 

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: А вы уверены, что эти объекты не используются? 

— Да они даже недостроены! Это зеленхоз в Столбцовском районе, бывшая воинская часть с ее развалившимися мастерскими, бесхозный деревообрабатывающий комбинат, в деревне Ячонка баня, которая уже лет 20 стоит полуразваленная. У меня бизнес — работает около 250 человек, и очень хотелось бы его расширить, увеличить число рабочих мест до 500, но не получается из-за того, что новых работников просто негде разместить. Что мне делать? 

Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: Вопрос сложный и многоплановый. Иногда, конечно, имеет место внутреннее неприятие руководителями отчуждения имущества как такового, желание сохранить нетронутой всю собственность. Гораздо чаще, однако, причины низких темпов продажи неиспользуемого имущества сугубо практические. Например, объект, может быть, и не нужен предприятию, но он так расположен, что к нему нет свободного доступа. В некоторых случаях строения находятся в отдаленных населенных пунктах или вообще вне их (животноводческие фермы, объекты, принадлежащие Министерству обороны и т.д.). Но, пожалуй, самой серьезной проблемой является отсутствие документации, и технической, и правоустанавливающей. Как известно, многие здания строились в прежние годы хозспособом, без всяких проектов и смет. Сегодня прежде, чем их продать, необходимо сделать техпаспорт, оформить землеотвод, выполнить многочисленные регистрационные процедуры. 

Все это стоит денег, и немалых. При этом вполне может случиться так, что вырученных средств не хватит на компенсацию расходов, понесенных в ходе подготовки объекта к продаже. 

Но в любом случае мы постараемся вам помочь. Передайте нам, пожалуйста, в Госкомимущество полный перечень интересующих вас объектов с адресами, и мы выясним, почему их не хотят вам продать. 

Чековый  вопрос 

Вторая часть вопросов, задаваемых читателями «Рэспублiкi» специалистам Фонда государственного имущества Госкомимущества, также коснулась собственности, но не государственной, а частной. Ведь большинство граждан по-прежнему не знают, что делать со своими чеками «Жилье» и «Имущество». 

— Здравствуйте, беспокоит вас Иван Иванович из Пинска. Меня такой вопрос интересует: изменяется ли стоимость чека «Имущество» и какова она в настоящий момент? 

Леонид ЧЕЧЕТКО: Статьей 6 Закона Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» предусмотрено, что при переоценке стоимости государственной собственности, подлежащей безвозмездной приватизации, стоимость неиспользованного чека индексируется в той же пропорции. Так что исходя из результатов переоценки госимущества по состоянию на 1 января 2005 г. постановлением Совмина от 6 июля 2005 года № 756 стоимость одного неиспользованного именного приватизационного чека «Имущество» установлена в размере 4400 белорусских рублей. 

— А каким образом осуществляется обмен чеков «Имущество» на акции акционерных обществ? 

Леонид ЧЕЧЕТКО: Все очень просто. Обмен чеков «Имущество» можно осуществить в филиале «Беларусбанка» по месту жительства гражданина в соответствии с имеющимся списком акционерных обществ, акции которых обмениваются на чеки «Имущество». Этот список регулярно обновляется. К нему прилагаются проспекты эмиссии акций, содержащие информацию о деятельности акционерных обществ, справка о стоимости имущества, приходящегося на одну акцию, изучив которые, граждане могут сделать выбор и обменять принадлежащие им чеки «Имущество» на акции понравившегося акционерного общества. 

Кстати, в отделениях АСБ «Беларусбанк» работы по обмену акций на чеки «Имущество» автоматизированы. Гражданин, желающий приобрести акции, сегодня освобожден от необходимости заполнения различных форм, бланков и заявлений. Так что после того, как вы выберете, акционером какого предприятия решите стать, вам будет достаточно лишь поставить свою подпись под договором купли-продажи акций и поручением на перевод чеков «Имущество». 

— Здравствуйте, меня зовут Мария Петровна Крючко, я пенсионер. Скажите, а могу ли я возвратить чеки «Имущество», которые ранее обменяла на акции специальных инвестиционных фондов? 

Леонид ЧЕЧЕТКО: С этим особых вопросов нет. После ликвидации 54 специализированных инвестфондов, аккумулирующих именные приватизационные чеки «Имущество» (СИФов), не возвращенные ликвидационными комиссиями чеки остались в девяти из них. Но вернуть их не проблема. 

Для этого граждане должны обращаться в управление по ценным бумагам по месту регистрации соответствующего СИФа с предоставлением ряда документов. Список адресов опубликован на официальном сайте Госкомимущества: www.gki.gov.by. Что же касается перечня документов, то среди них обязательно должны быть: документ, подтверждающий владение акциями СИФа (договор покупки акций, сертификат акций, выписка из реестра акционеров или выписка по счету «Депо»), свидетельство о праве на наследство (предоставляется наследниками), а также копия сертификата чеков «Имущество». 

— Какие установлены сроки обмена чеков «Имущество» на акции? 

Леонид ЧЕЧЕТКО: Обмен чеков «Имущество» на акции осуществляется в период их обращения, и сроки эти устанавливаются Совмином по согласованию с главой государства. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2007 г. № 852 «О сроках обращения и погашения именных приватизационных чеков «Имущество» установлен срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» по 30 июня 2010 года. 

— В свое время обменял чеки «Жилье» на чеки «Имущество». Можно ли каким-то образом возвратить чеки «Жилье»? 

Леонид ЧЕЧЕТКО: В соответствии с законодательством вы имели право до 1 июля 1997 года — таким был срок окончания выдачи чеков «Имущество» — переоформить начисленные вам чеки «Жилье» на чеки «Имущество». В дальнейшем гражданам была предоставлена возможность осуществить обратное переоформление чеков «Имущество» на «Жилье», которое осуществляется путем списания со специального чекового счета граждан чеков «Имущество» и выдачи им соответствующего количества чеков «Жилье». Обратное переоформление мог осуществить только гражданин, который ранее переоформил чеки «Жилье» на чеки «Имущество». 

Но в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2005 г. № 6 «Об упорядочении обращения и использования именных приватизационных чеков «Жилье» с 1 января 2007 года была прекращена выдача и перерегистрация чеков «Жилье» и, как следствие, прекращено переоформление чеков «Имущество» на чеки «Жилье». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter