Знакомьтесь – троллейбус четвертого поколения
Кто–то, быть может, сразу поправит: прежде чем говорить о новинках, лучше бы разобрались со старыми «консервными банками», которые тут и там колесят по городу, иногда «стреляют» током, а во время дождя и вовсе напоминают решето — вода капает из каждой дырки. Действительно, трудно найти пассажира, у которого общественный транспорт не вызывал бы нареканий. Все мы с нетерпением ждем, когда производители удивят чем–нибудь комфортабельным, современным, как в западных фильмах–сказках. Вместе с главным конструктором «Белкоммунмаша» Олегом Быцко мы совершили небольшую экскурсию и досконально изучили новые модели техники, которые как раз и готовы удивить.
...О модели 42003А говорят уже практически год. С момента первой презентации троллейбус четвертого поколения стал главной темой для обсуждения на интернет–форумах. Кто–то этой зимой увидел ярко–красного красавца в городе, выложил фотографии в сети — и понеслось: неужели троллейбус уже работает на линии? Увы, пока нет. Но по сравнению с другими моделями отечественных машин выглядит «Витовт» (такое имя дали ему конструкторы) действительно впечатляюще.
В конструктивных особенностях троллейбуса записано: низкий уровень пола по всей площади салона, увеличенная база, наружная обшивка из композитных материалов и т.д. Но это все показалось мне незначительным, когда увидел, что 42003А словно самый настоящий галантный вельможа «кланяется» перед пассажиром. Преимущества электронной подвески очевидны: чтобы зайти с тротуара в салон, не нужно прилагать особых усилий. А для инвалидов предусмотрен электронный выдвижной пандус.
Вместо одной бегущей строки сразу две в разных концах салона, чтобы было удобно всем пассажирам. Вдобавок к этому смонтировали монитор, на котором будут показывать схему остановок на маршруте или демонстрировать видеоролики. Есть в салоне и система климат–контроля. Если в троллейбусе слишком холодно или, наоборот, душно, датчики автоматически установят нормальную температуру.
Много говорилось о том, что «Витовт» может держать с пассажиром связь через эсэмэски. Кое–кто уже, впрочем, успел назвать эту услугу ненужной функцией. Специалисты с мнением скептиков категорически не согласны.
— Благодаря установленной системе передачи данных троллейбус постоянно находится на экране у диспетчера, — рассказывает Олег Быцко. — Никакого лишнего «позерства» — работает обычный GPRS–передатчик. Если заказчик, скажем, «Минсктранс», решит заключить договоры с операторами мобильной связи, нам будет несложно ввести информационную услугу в оборот. Работает она просто: набираешь на телефоне запрос, посылаешь короткое сообщение и получаешь ответ, через какое время троллейбус приедет на остановку.
Добавить к этому внушительную экономию электроэнергии и возможность пятикилометровой «автономки» (столько без полной загрузки может проехать «Витовт», опустив токоприемники, что называется, на «батарейках») — и получаем просто идеальный городской троллейбус, настоящий король потока. Поэтому, к слову, и цвет для него выбрали соответствующий — яркий, броский. Очень не хотелось бы, чтобы чиновники решили перекрасить троллейбус. Эффект будет не тот...
***
Многие предрекали троллейбусу четвертого поколения неизбежный провал на наших не самых ровных и ухоженных дорогах. Но скептики были посрамлены! Больше чем полгода красный «Витовт» проездил по улицам Минска, намотал около 20.000 километров. Колесил с полной загрузкой — в салон положили балласт весом 18,5 тонны. Испытывали тормозную систему, работу входных дверей. Специалисты «Белкоммунмаша» заверили: машина не подвела. По их словам, в ближайшее время «Витовт» ожидает сертификация, а потом — промышленное производство. Значит, есть шанс, что уже скоро мы увидим чудо–троллейбус, выезжающий на какой–нибудь минский маршрут. Можно не сомневаться, он сразу же станет визитной карточкой городского общественного транспорта.