Импульс к развитию

В том, что именно медицина сегодня явля­ется одной из главных составляющих научно-технического прогресса, убежден заведующий кафедрой кардиологии и ревматологии БелМАПО профессор Александр Мрочек

Многие  исследования  белорусских  медиков  уникальны  и  вызывают неподдельный  интерес 

Еще недавно знаком качества и высочайшей отметкой какого-нибудь произведенного продукта были слова: «Он сделан на основе военных (космических) технологий». Сегодня этот список пополнила медицина. Именно с ней прочно ассоциируются последние достижения человечества, часто именно она становится основным инициатором появления высокотехнологичных приборов и материалов. Да и вряд ли кто-то сможет оспорить тот факт, что производство искусственного сердца так же наукоемко, как и космического аппарата. 

В том, что именно медицина сегодня явля­ется одной из главных составляющих научно-технического прогресса, убежден заведующий кафедрой кардиологии и ревматологии БелМАПО профессор Александр МРОЧЕК: 

— Наука XXI века базируется на современных технологиях, включающих нанотехнологии, микромеханику, материаловедение. Зачастую именно уро­вень развития медицинских технологий, медицинской науки становится визит­ной карточкой той или иной страны. Наше государство в укрепление медицинской науки сегодня вкладывает огром­ные средства и соответственно желает получить отдачу в виде новых способов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации больных. Это имеет большое значение для сохранения здоровья нации и улучшения демографической ситуации в стране. 

— На ваш взгляд, Александр Геннадьевич, какие ключевые аспекты можно выделить в развитии медицинской науки Беларуси? 

— Их два. Во-первых, это использование мирового опыта в разработке новых технологий, диаг­ностики, профилактики, лечения и реабилитации больных. Опыта, который перенимается в результате международного научно-технического сотрудничества. Во-вторых, это развитие наших собственных исследований, нацеленных на создание оригинальных разработок мирового уровня. 

Устойчивый рост экономики государства позволяет сегодня серьезно переоснастить материально-техническую базу здравоохранения. Но не меньшее значение имеет также использование новых эффективных форм организации работы в учреждениях здравоохранения, в том числе медицинской науки. 

Особые надежды мы возлагаем на республиканские научно-практические центры, которые создаются на базе отраслевых НИИ по инициативе главы государства. К настоящему времени в системе Минздрава создано 9 таких центров. 

— В Беларуси, как и во многих других странах мира, основной причиной смертности населения являются сердечно-сосудистые заболевания. Что предпринимается для снижения этих показателей? 

— Сделано уже немало. Введены в строй реконструированные корпуса РНПЦ «Кардиология», что позволило увеличить количество операций на сердце на 52 процента. В результате только за истекший период этого года смертность от сердечно-сосудистых заболеваний удалось снизить почти на 8 процентов. За это же время благодаря совместным усилиям учреждений здравоохранения общая смертность населения уменьшилась на 3,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе от онкозаболеваний – на 1,4, травм – на 8,7 процента. 

— Не последнюю роль, наверное, играют и высокотехнологичные разрабо­тки, которые все шире используются в последнее время? 

— Внедрение в практику здравоохранения последних достижений в области кардиохирургии, онкологии, гематологии, травматологии, ортопедии и иных областях научно-практической деятельности позволило за последние годы снизить количество белорусских пациентов, направляемых для лечения за рубеж, в 3—4 раза. Одновременно увеличился приток иностранных граждан для лечения в наших центрах. 

На уровне мировых технологий в нашей стране проводятся операции  протезирования клапанов сердца, аорты при аневризмах, аортокоронарного шунтирования, трансплантации костного мозга, стволовых клеток. 

— Для эффективного применения современных технологий нужны и профессиональные врачи. Насколько серьезные задачи стоят перед медуниверситетами страны и БелМАПО? 

— Здесь задействованы всевозможные ресурсы здравоохранения. В частности, сегодня прорабатывается вопрос об использовании РНПЦ для подготовки клинических ординаторов. Необходимо более активно привлекать самых крупных и авторитетных представителей медицинской науки. Надо сохранять и приумножать роль на­учных медицинских школ, созданных академиками Н.Е. Савченко, Ф.В. Олешкевичем, И.П. Антоновым, Г.И. Сидоренко, В.И. Вотяковым, А.В. Руцким. Важно также создавать условия для появления новых научных школ, работающих над новейшими медицинскими проблемами. 

— Александр Геннадьевич, как сегодня медицина в стране взаимодействует с другими науками – биологией, химией, физикой, фармакологией? 

— Неплохо, но не мешало бы усилить сотрудничество Министерства здравоохранения с Национальной академией наук и концерном «Белбиофарм». Традиционно современные научные открытия в медицине происходят на стыках медицинской практики и фундаментальных исследований, тем более есть опыт плодотворного взаимодействия медицинской и академической науки. Например, работа ассоциации «Лазеры в медицине» привела к созданию целой серии лазерных аппаратов медицинского назначения, не имеющих аналогов за рубежом. В основу разработок этой уникальной техники положены работы по созданию лазерных устройств, которые уже давно ведутся в Институте физики имени Степанова. 

К сожалению, сегодня отсутствуют адекватные формы планирования научных исследований, которые предусматривали бы столь же тесное взаимодействие медицины с другими науками. Многие помнят, что в 70-е годы нашей Академией наук и Минздравом была принята программа «Фундаментальные науки в медицине», давшая на несколько лет импульс развития подобного рода взаимодействию. Надо было бы вернуться к этому опыту, конечно, уже на новой основе. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter