Джазмен Аркадий Эскин в воспоминаниях любимых женщин: вдовы - Клары и дочерей - Марины и Яны

Импровизации на тему любви

До конца осени Минск предвкушает не меньше пяти ярких джазовых событий на любой вкус и кошелек, выбор отменный — от харизматичного саксофона Игоря Бутмана до неожиданных импровизаций в воплощении звезд итальянского, кубинского и даже грузинского джаза. Еще вчера Белгосфилармонию сотрясали крики восторга в адрес одного из самых неоднозначных коллективов — польской группы Kroke, а в первый день декабря КЗ «Минск» приглашает насладиться старой доброй классикой от прославленного оркестра Глена Миллера. Вспомните еще июньские джазовые вечера у Ратуши, когда, как точно подметил кто–то из минских меломанов, казалось, что летом отсюда никто не уезжает. Доказывать очевидное лишний раз нет смысла: на джаз в Минске есть спрос. И спрос гораздо больший, чем даже в те не такие давние годы, когда Аркадий Эскин еще играл в концертных залах и ресторанах...

Фото Виталия ГИЛЯ

Одна из любимых фантазий его дочерей, Яны и Марины: если бы Аркадий Борисович был лет на 20 моложе, смог выйти к сегодняшней джазовой публике полным сил и планов, Минск услышал бы новый джаз, еще изысканнее и виртуознее. Да что Минск — мир бы услышал! О сегодняшней востребованности любимой музыки Эскин и не мечтал, в его время джаз был каким угодно: поначалу нелегальным, запретным, затем — элитарным, но настолько доступным, даже популярным — еще никогда. Если бы только он смог увидеть все это, сегодняшнее, новые вдохновенные импровизации не заставили бы себя ждать. Музыка абсолютно счастливого человека...

На последний сольный концерт в 2006 году он пригласил своих врачей — не потому, что волновался за здоровье, просто хотел сделать приятное хорошим людям. Медики–профессионалы не верили, что человек в его состоянии вообще сможет подняться на сцену, а он в финале так выдал свою знаменитую «Испанскую рапсодию», что вспоминать о болезни было уже неуместно. Его недуг был с ним почти всю жизнь, но Эскин предпочитал жить так, будто впереди вечность, где нет ни болезней, ни возраста, одна только музыка.

С женой и дочерью Мариной

Нет, слава ему была не нужна. Столько славы, сколько было у Аркадия Эскина, редкой биографии удается накопить. На официальном сайте «Песняров», где перечислены все, кто когда–либо сотрудничал с легендарным брендом, страница Эскина стремится к бесконечности, хотя даже про иных лидеров там — всего лишь строка–другая сухой информации. Никаких подробностей на тех страницах нет, только дата рождения, когда и с кем работал — и все, но людям «в теме» и это скажет немало. Оркестр Утесова, киевский «Днипро», грузинский ансамбль «Чанги» и другие коллективы в разные годы признавались лучшими джаз–бэндами не только в масштабах Советского Союза. Причем как раз в те годы, когда там играл Эскин. К слову, будь он на 20 лет моложе, не факт, что и в Минске задержался бы надолго: когда его пригласили в «Тонику» (ансамбль, сопровождавший мегапопулярного тогда Виктора Вуячича), у семьи Эскиных был уже 15–летний опыт кочевой жизни, родилась вторая дочь. А в Минске посулили квартиру...

— Ну что вы, квартира была ни при чем, — не соглашается Клара Григорьевна, вдова Аркадия Эскина. — Одновременно с Минском работу с квартирой ему предложили еще в Кишиневе, вдобавок мы уже начали строить жилье в Ростове. Еще могли жить в Москве, Киеве, Ленинграде и точно не остались бы без крыши над головой, если бы только он решил задержаться где–нибудь подольше. Соблазнительных вариантов, удобных в плане быта было много. Но это никогда не имело для него решающего значения. Да и для меня, наверное. Ну что квартира? В конце концов, 15 лет мы жили без нее.

С дочкой Яной за кулисами концерта «Песняров»

Он искал не славы, не денег, не комфорта. Только музыку, в которой были драйв, жизнь, огонь. В Минске все это концентрировалось сначала вокруг Вуячича, потом в «Песнярах», дальше возник Государственный концертный оркестр Беларуси. Из–за музыки он здесь и остался, пустил корни, хотя в родном Ростове Аркадия Эскина до сих пор помнят и чтут, как, впрочем, в Японии или Голландии, где он работал несколько лет.

Вся его жизнь была сплошной импровизацией, но у любой импровизации всегда есть основная тема. У Аркадия Эскина такой темой была семья. Без всего остального он мог бы запросто обойтись.

— Нам всегда завидовали, — вспоминает младшая дочь Яна. — Казалось бы, закономерно: папа–«песняр», в гости приходят одни знаменитости... Но позже я поняла, что завидовали не этому. Завидовали отношениям в нашей семье. Тому миру, который папа создал для нас и который согревает нас до сих пор. Как будто он все еще где–то на гастролях.

Ведро

Таким он пришел в оркестр Утесова

— Первую нашу встречу вряд ли можно назвать романтичной, — улыбается Клара Григорьевна. — Мы с мамой устроили уборку, я вышла в наш ростовский дворик с ведром помоев и столкнулась с ним — Алик шел в гости к нашим соседям... Как он потом говорил, в тот самый момент все для себя и решил. Но тогда сразу же уехал на гастроли, и познакомились мы только через полгода. Все через тех же друзей–соседей. Теперь я уже смогла его рассмотреть — узкие синие брючки, которые только входили в моду, ярко–зеленый свитер и берет. Моя мама, когда увидела этот наряд, отозвалась о нем не особенно лестно. И о том, что Алик пригласил меня на свой концерт в Батайске, я ей не сказала. Через день он сделал мне предложение, а через неделю мы уже расписались. До сих пор не понимаю, как это вышло, была как в тумане. 1957 год, мне 19, ему 18. Помню, пришла домой: «Мама, я вышла замуж, как это получилось, не знаю». Но мама у меня была необыкновенная и просто сказала: «Что ж, надо как–то отметить». И приняла Алика как родного.

Хлеб

«Наша мама всегда была для него главной драгоценностью», – утверждают дочери музыканта
Поначалу мне, конечно, пришлось приспосабливаться. Чтобы быть рядом, я работала с ведущим нашей концертной бригады, с иллюзионистом. А по ночам мы ловили Би–би–си, чтобы услышать настоящий джаз. Музыку, перекрывавшую любой неуют.

Одно время ездили с итальянским певцом, который нашел жену в Запорожье и остался в Союзе. Алик возглавлял коллектив, который ему аккомпанировал. Ну да, в 18 лет... До сих пор помню имя того певца — Эпифанио Прицци. В то время хлеб можно было купить только по талонам. Эпифанио приходил в магазин и заявлял: «Я итальяно, у меня сегодня концерт и я хочу кушать». Благодаря ему мы не голодали.

Конечно, у Алика были поклонницы, но я спокойно к этому относилась. Ну а как без них? Он — великий музыкант, это видели все и сразу...

— Джаз он играл еще в 13 лет в ресторане, подпольно, когда учился в школе для одаренных детей, — добавляет дочь Яна. — Однажды в тот ресторан пришла директор его школы. И увидела за роялем своего ученика, который должен быть где угодно, но не здесь. Хотя и ей слушать запретную музыку вроде как не по чину. Но скандала не было, они друг друга «не сдали».

Этюд

— Каждое свое утро он начинал у пианино, — вспоминает Марина. — У него был один любимый этюд Мошковского, под который я выросла. Сразу все было классически, зато потом... Иногда он предлагал: «Маринка, давай я тебе саккомпанирую» (Марина — профессиональный музыкант, виолончелистка. — Авт.). На пюпитр ставились ноты, я вступала, но через пару тактов он совершенно забывал обо мне, и начинался такой джаз!

— За 10 дней до смерти Алик, как обычно, подошел к фортепиано, но играть не смог, — рассказывает Клара Григорьевна. — Впервые в жизни. И с грохотом захлопнул крышку. Мне не нужно было спрашивать, что случилось...

Он всегда был очень востребован. И на площади Победы играл, и на приемах, всем был нужен, никому не отказывал. Иногда я пыталась его остановить: «Куда ты поедешь, ты себя плохо чувствуешь». «А может, мне там станет легче», — возражал он и ехал играть.

Скайп

— В нем не было звездности, — продолжает Клара Григорьевна. — Даже с «Песнярами», в их золотые годы. Вокруг творилось настоящее безумие, а он спокойно разворачивался и выходил. «Ты куда?» — «Пойду покурю». Какие дорогие подарки ему предлагали, даже машины! Никогда и ничего не брал. В Финляндии хотели подарить рояль. «Зачем? — удивился Алик. — У меня дома есть рояль».

«Старклуб». А.Эскин, А.Филатов, Г.Стариков и Г.Станкевич

— Однако все технические новинки появлялись у него первого, к разного рода гаджетам папа был неравнодушен, хотя в технике разбирался не особенно, — смеется Яна. — Но руки у него действительно были волшебные. Помню, однажды его машина встала посреди дороги. Папа открыл капот, с отсутствующим лицом поковырял там пальцем — и машина поехала. Правда, водил он шикарно. Не ехал, а вышивал по дороге. Пробки по тротуарам объезжал.

— Мы прожили с ним почти 50 лет, — вздыхает Клара Григорьевна. — И за все это время — вот честное слово! — я ни разу не пожалела, что вышла за него замуж. Он всегда был рядом, даже когда уезжал на долгие гастроли. Каждый день вызывал меня на переговорный пункт, потом появился телефон. А вот скайп он уже не застал...

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 211 (24841). Суббота, 31 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter