Кто защищает нас от некачественного и даже вредного товара?

Импортная косметика? Опробуем на крысах и кроликах

Кто защищает нас от некачественного и даже вредного товара?
Кто защищает нас от некачественного и даже вредного товара?

Какие они — невидимые стороны «непопулярного» совминовского постановления...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина № 666 вызвало резонанс как среди продавцов, так и покупателей. Напомним, что с 27 августа для импортного товара введена обязательная санитарно-гигиеническая экспертиза. Появился список подлежащих строгому контролю продуктов и вещей. Постановление, делает особый акцент Главный государственный санитарный врач Минздрава Игорь Гаевский, появилось не для того, чтобы добавить проблем поставщикам и продавцам, а ради безопасности потребителя. Факт бесспорный: в последнее время на нашем рынке слишком часто стала встречаться продукция, которая соответствует качеству только на бумаге. 

Врач-лаборант Алла ТОЛСТОУХОВА: "Забраковать
товар можем даже по внешнему виду".

Тайное становится явным 

У заместителя главного врача Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Вадима Гулина остается немало вопросов к качеству и безопасности товара, особенно из третьих стран. И это подтверждают проверки не только санитарно-эпидемиологической службы, но и Госстандарта, Минторга. Пока облачаемся в белые халаты, интересуемся, а что из тайного становится явным после лабораторных исследований. 

— Специалисты анализируют, соответствует ли продукция требованиям безопасности по микробиологическим, физико-химическим и токсикологическим показателям, — поясняет Вадим Вячеславович. — В лабораториях уже знают «болевые точки» безопасности продукции. Это уровень электромагнитных полей, шума в детских играх и игрушках. Миграция химических веществ в продукции детского ассортимента, кожно-раздражающее действие косметики и некачественной одежды первого слоя. На самом деле параметров контроля десятки… И если для многих покупателей все эти характеристики визуально незаметны, то уж на здоровье рано или поздно отразятся. 

Что может быть особенного в небезопасных одежде, продуктах или парфюмерии? Пестициды, тяжелые металлы, бактериальные токсины, которые, выделяясь, могут накапливаться в организме. Последствия? К примеру, пищевое отравление, токсикоинфекция, хронические интоксикации. Чтобы не допустить этого, более чем в 30 лабораториях только системы Минздрава, а также в аккредитованных лабораториях Госстандарта, Минсельхозпрода по всей стране проводят исследования по регламентированным показателям безопасности на самом современном оборудовании, с обнаружением малых концентраций опасных веществ, уточнением уровней опасных физических факторов, выявлением патогенных микроорганизмов. Ради нашей с вами безопасности специалисты лабораторий санэпидслужбы работают в две смены, по принципу «одного окна» проводят самые сложные испытания на базе центральных лабораторий учреждений Минздрава. 

Образцы, которые видим на исследовании в лаборатории, без названия и данных о производителе. Такой режим «инкогнито», поясняют специалисты, полностью исключает субъективный подход. Время, потраченное на экспертизу, зависит от того, к какой группе относится товар. По некоторым результат может быть известен на следующий день. К примеру, «вердикт» по качеству консервов выдадут на одиннадцатые сутки, а результатов по экспертизе парфюмерно-косметической группы продукции придется подождать три недели… 

Микробы любят жить «со вкусом»

Заведующая микробиологической референс-лабораторией Светлана Филипенок просто и доступно объясняет журналистам нюансы работы. Здесь проверяют пищевые продукты, парфюмерно-косметическую продукцию, товары народного потребления по микробиологическим показателям безопасности. 

На одном из «окошек» проверят качество
парфюмерно-косметической продукции.

— Сначала делаем специальную выборку, измельчение и навеску продукта, — поясняет Светлана Сергеевна. — Затем пробы разводят в специальных жидкостях, «засевают» в питательные среды. В ходе исследования в поле зрения специалистов могут попасть как патогенные микроорганизмы – сальмонеллы, листерии, так и условно-патогенные – стафилококк, кишечная палочка, дрожжи, плесень. В лаборатории для каждой группы микроорганизмов своя среда.

Не поверите, но в «меню» бактерий все, как в лучших ресторанах! Мы увидели, что им предлагают «жить и размножаться» в мясном, сахарном бульоне, молоке! Затем — инкубирование в термостатах, пересев на твердые питательные среды. Патогенных сальмонелл и листерий не должно быть даже в 25 граммах образца, строго определенные количества нормируются для остальных микроорганизмов — в 0,1 и 1 грамме продуктов. 

Но неужели продукт должен быть чуть ли не стерильным? 

— Патогенных микроорганизмов – сальмонелл и листерий — не должно быть вообще, — категорична Светлана Филипенок. — А условно-патогенные допускаются в определенном количестве. 

Результаты исследований тщательно анализируют врачи-бактериологи, затем — врачи-гигиенисты. Если патогенные микроорганизмы «засветились» при проверке, партия товара на полках не появится. Интересуемся, а пробуют ли образцы продуктов в микробиологической лаборатории? Оказывается, нет, ведь их качество до поры до времени под большим вопросом… 

А вот специалистам отделения пищевых продуктов санитарно-гигиенической лаборатории, бывает, надо и пробу снять, чтобы определить органолептические качества продукта. Врач-лаборант Алла Толстоухова поясняет: 

— Это вкус, запах, консистенция... Если бракуем по внешнему виду, исследования дальше не проводим. Качество образцов под номерами определяют врачи и фельдшеры, лаборанты. Бывает, мнения комиссии по органолептической оценке расходятся. 

Образцы — без названия и данных о производителе. За работой врач-бактериолог Алла
МАРЕЙКО и фельдшер-лаборант Наталья ЗОСИМОВА.

Основные группы исследуемой продукции — мясная, молочная, кондитерская, рыбная, колбасы, напитки. Интересует специалистов даже срок годности товара. 

Кролики — не только ценный мех 

В отделении полимерных и синтетических материалов токсикологической лаборатории видим необычный «натюрморт»: в огромной колбе стоит… кухонный кран-смеситель. Анна Леус, врач-лаборант, поясняет, что экспертизе подлежат материалы, оборудование, устройства, которые контактируют с питьевой водой… Кроме того, по показателям содержания и миграции химических веществ здесь исследуют всю непищевую продукцию — стройматериалы, одежду для детей, игрушки, посуду, мебель. 

— Игрушки здесь не для игры… Отдельные их фрагменты помещаем в специальный раствор, который потом и подсказывает, насколько безопасен детский товар, — демонстрирует весь процесс Анна Александровна. — Из стройматериалов, смесей, красок делаем воздушную вытяжку. Для этого наносим их на специальное стекло, закладываем в емкость, из которой воздух и поступает «на проверку». 

Еще один из этапов экспертизы — токсикологические лабораторные испытания в виварии. Да-да, именно мыши, кролики, крысы и морские свинки в прямом смысле «на своей шкуре» опробуют образцы парфюмерно-косметической продукции. Жалко ли животных, интересуюсь у заведующей виварием Ирины Десятик? И тут же понимаю, как глупо и наивно прозвучал вопрос. А что было бы, если, к примеру, производитель на свой страх и риск, без проверок и экспертиз выпускал огромные партии крема на рынок? 

На каждой клетке — бирка и номер, даты, дозы исследуемого образца. Для чего такая шифровка? Для того чтобы испытания прошли максимально прозрачно и результаты никто не смог подделать. На крысах здесь проверяют косметику, парфюмерию, средства бытовой химии, изделия медицинского назначения. На морских свинках лучше оценивать «сенсибилизацию» и «аллергенность» препаратов, поэтому именно эти животные «подскажут» врачам, какие химические средства смогут ударить по здоровью человека. А кролики, и это снова подтвердилось, — не только ценный мех… 

— Если обычно нам попадает тушь или шампунь в глаза – поморгали, пощипало, глаза промыли, и реакции нет — это нормально, — объясняет Ирина Десятик. — А вот если при тестировании препаратов у кроликов спустя четыре часа после закапывания остался отек, гиперемия, слезотечение, товар безоговорочно забракуют! 

В токсикологической лаборатории врач-лаборант Анна
ЛЕУС и фельдшер-лаборант Ольга КЕВЛЯ проводят
экспертизу детских товаров.

Животные помогают исследовать изделия медназначения: шприцы, системы для переливания крови, и даже имплантаты. Все, что попадает в организм, должно пройти проверку, говорит Ирина Десятик. Для этого делается стерильная вытяжка для внутривенного или внутрибрюшинного введения. Затем состояние животного строго отслеживают. Кролик температурит? Данная партия продукции контроль не проходит. Отслеживают и внутрижелудочную токсичность, кожно-раздражающее, сенсибилизирующее действие. Обычно это длительный эксперимент — 21 день. 

Кстати, крысы, которые участвуют в эксперименте, особенные — линии Вистар. Кожа у них чувствительная, как у людей… Чтобы проверить качество парфюмерно-косметической продукции, на боках животных выбривают два «окошка». На одно наносят крем, сажают на четыре часа в специальный домик. После чего моют и оценивают выраженность признаков воспаления и раздражения кожи. Покраснения, шелушения, трещинки? Отрицательные результаты бывают, замечает заведующая виварием, и никуда не денешься… На основе результатов испытания и исследований выносится заключение. Опасный для нашего здоровья товар в продаже не появится. 

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter