Импорт есть, а замещение отсутствует?..

Под марку импортозамещения можно получить средства из бюджета или инновационного фонда. Слово-то действует магически...

Новейшая история обогатила язык множеством  экономических терминов. Одни из них приобрели четкое смысловое наполнение, другие так и остались расплывчатыми и непонятными. Например, термин «импортозамещение». Его приходится часто слышать, особенно любят им козырять руководители предприятий, когда осваивают выпуск новой продукции. Но что обозначает это понятие, нередко остается загадкой. Завозили товар из-за границы, теперь стали производить у нас — вот вам и импортозамещение. Но экономика, впрочем, как и любая другая наука, не признает понятийной расплывчатости. Термин, он на то и термин: должен обладать четкой дефиницией.

Парадоксы в понимании этого термина стали проявляться относительно недавно. Разобраться в этом вопросе детально подтолкнуло не самое лучшее отрицательное сальдо. Особенно «яркий» разрыв между импортом и экспортом чувствуется в сегменте потребительских товаров. Вроде бы и разные программы по импортозамещению в республике уже не первый год действуют. Но какие товары можно считать таковыми, так и остается вопросом спорным. Отсутствие четких критериев — повод для многочисленных споров и дискуссий. Впрочем, некоторым белорусским производителям на руку такая «туманность». Под марку импортозамещения можно получить средства из бюджета или инновационного фонда. Слово-то действует магически. Если продукция окажется непроходной на рынке, можно начинать пиар под лозунгом «наших обижают», рассчитывая, что чиновники подставят свое крепкое плечо и расчистят место на магазинных полках. 

Недаром в своем интервью «Р» заместитель министра экономики Татьяна Старченко отметила: пора уже оперировать не понятием «импортозамещение», а конкурентоспособность. Необходимо, чтобы белорусские товары просто выигрывали у зарубежных. Конечно, на внутреннем рынке поддержать «своих» всегда найдется возможность. Если не явными методами, то, по крайней мере, завуалированными способами. Проблема-то от этого не решается. Динамично развиваться без экспорта сегодня нереально практически для любого производства средних размеров. От специфики глобализации никуда не денешься. Либо развиваешься и конкурируешь и на своей, и на чужой территории, либо соседи рано или поздно выживут и с родного рынка. 

А похвастаться перспективностью могут далеко не все товары из «серии» импортозамещающих. Да и вообще, как определить такую продукцию? С первой частью слова понятно. Импорт, и в Африке импорт. Замечательно, если соблюдается вторая часть термина — «замещение». Ведь оно предполагает наличие равнозначных вещей. Но так ли всегда получается с импортозамещающими товарами? Отнюдь. 

Скажем, отечественные консервы. Способны ли они конкурировать с импортной продукцией?! Разве белорусские огурцы в трехлитровой банке способны заменить симпатичные венгерские или молдавские корнишоны?! Всегда ли можно говорить о замещении отечественными электромясорубками небольшой мощности изделий под торговой маркой «Bosch» или LG?! Конечно, удобно прятаться за универсальную формулировку «дешевле по сравнению с импортными аналогами». Но что такое аналог продукции, когда на рынке существуют десятки и сотни тысяч наименований потребительских товаров. В Будапеште даже в небольшом магазинчике обязательно стоит с десяток различных наименований кукурузы. Салатная, деликатесная, сладкая, пряная, десертная… Не меньшее разнообразие и в сегменте консервированного горошка, маринованных помидоров, любой другой продукции. Поэтому аналогов существует множество. И проводить сравнение между ними только по фактору цены можно, но, в принципе, неэтично. 

Продвинутые производители уже давно измеряют товары не рублями или долларами, а ориентируются на их потребительскую ценность. А последняя зависит от множества составляющих: упаковки, имиджа (и товара, и производителя), доступности для потребителя, уникальности, вкусовых качеств… Эти факторы и определяют цену продукции, а точнее, тот порог ее розничной стоимости, который является проходным или непроходным на рынке. К сожалению, такой подход используется далеко не всеми отечественными производителями. А поэтому периодически и возникают споры об импорте и его засилье. 

В последние годы в мире обозначилась тенденция — узкая специализация предприятий на нескольких видах продукции. Выпуск товаров большими партиями позволяет оптимизировать и минимизировать издержки, значительно снижая розничную цену. Поэтому европейские предприятия зачастую сознательно зауживают свой ассортимент, чтобы не страдала экономика. Причем выбирают самые конкурентоспособные наименования и с точки зрения внутреннего рынка, и с точки зрения экспорта. По-другому строить эффективную экономику предприятия уже практически невозможно. Например, в странах ЕС ушли в небытие многопрофильные мебельные производства, продукция которых рассчитана на средний ценовой сегмент. Конкуренция позволяет работать с рентабельностью 3—5 %, а при таком ее уровне необходимо изделия ставить на поток. Объемы производства — более 100 тысяч одинаковых единиц в год. Поэтому одна фабрика производит только стулья, а другая — табуретки. 

Председатель Комитета государственного контроля Зенон Ломать при обсуждении проблем импортозамещения не раз заявлял: в республике нет необходимости производить весь спектр продукции, на которую имеется спрос. Необходимо оценивать прежде всего экономическую целесообразность. Золотые слова. 

Проблема в том, что эффективность отдельных продуктов не всегда оценивается с точки зрения их конкурентоспособности. А именно этот фактор, наверное, и является главным индикатором. Если иная отечественная бытовая техника оказывается дороже зарубежной или дешевле на 10—15 %, но значительно уступает по потребительским качествам, то о какой эффективности можно вести речь?! 

На одной из пресс-конференций министр экономики Николай Зайченко отметил: отрицательное сальдо во внешней торговле потребительскими товарами необходимо выравнивать за счет достижения паритета экспорта и импорта. Основная идея заключалась в следующем: отслеживать ситуацию по товарным группам и ориентироваться на замещение импорта не на внутреннем рынке, а на внешнем. Например, сохранять паритет между импортированными и экспортированными холодильниками, телевизорами, консервной продукцией… Конечно, такой подход требует дополнительных усилий от производителей: повышения качества товаров, минимизации издержек при производстве, развития маркетинговой составляющей, создания товаропроводящих сетей за рубежом. А говоря проще, переход отечественных предприятий на новый уровень ведения бизнеса. 

А, возможно ли обойтись без импорта в современных экономических реалиях? Для такой небольшой страны, как Беларусь, думаю, вряд ли. Емкость внутреннего потребительского рынка по достаточно большому количеству товарных позиций слишком скромная, чтобы открывать их рентабельные производства. К тому же ориентация только на внутренний рынок слишком рискованна. Спрос и потребление многих продуктов имеет ярко выраженную «привязку» к сезонности. Например, российские маркетологи подсчитали: повышение температуры воздуха на 1 градус зимой увеличивает потребление прохладительных напитков на 1 %. Кстати, некоторые белорусские производители такой продукции не могут удовлетворить спрос розничной торговли в жаркие летние месяцы. Наращивать производственные мощности, работая только на внутренний рынок, бессмысленно: зимой они будут простаивать. Поэтому более разумно потребительский спрос в дни «пиковых» нагрузок удовлетворять за счет импорта… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter