Импорт: 15 на 85 — не норма, а рекомендация

15 % и 85 % — не жесткая норма, но цель, к которой надо идти

Как сообщалось ранее, премьер-министр Михаил Мясникович, посещая 18 июня минское ОАО «Трикотажторг», высказал мнение, что оптимальное соотношение импортных и отечественных товаров на рынке Беларуси должно составлять примерно 15 % на 85 %. И хотя предложение по введению института специмпортеров не стало реальностью, торговля приготовилась к изменению правил на рынке. Однако выяснилось, что пожелание не обретает силу жесткой нормы, и у покупателя остается выбор. А он его всегда делает в пользу качества и разумной цены.

Но сначала пожелание премьера обрело силу норматива. Правда, на местном уровне и в устной форме. Скажем, 19 июня заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Доморацкий провел совещание по вопросам дальнейшего развития потребительского рынка столицы. На нем было дано поручение по увеличению удельного веса товаров отечественного производства до 85 % как в магазинах, так и объектах общественного питания. Согласитесь, для торговых сетей, которые сейчас контролируют большую часть магазинов, а также для ресторанов и кафе это требование порождает немалые проблемы: от пересмотра ассортимента и меню до риска роста неплатежей и вымывания оборотных средств. Забеспокоились и покупатели: не исчезнут ли с прилавков товары, которым нет достойных аналогов, произведенных в нашей стране? Не придется ли переориентироваться на их заказ за рубежом?

Однако 25 июня заместитель премьер-министра Петр Прокопович, делая ряд заявлений относительно экономической политики на внутреннем рынке, сообщил, что в Беларуси долю импортного товара в торговых объектах не будут ограничивать до 15 %. Конечно, правительство заинтересовано в том, чтобы росла реализация отечественных товаров, а потребительский импорт сокращался, сдерживая отток валюты из страны и улучшая структуру платежного баланса. Впрочем, ситуация уже не такая напряженная, как в начале года: положительное сальдо внешней торговли за 4 месяца превысило 657 млн. долларов. Но достигнуто это во многом за счет положительной динамики по услугам, в торговле товарами плюс совсем небольшой — 43,5 млн. долларов. При этом услуги занимают не более 15 % в общем стоимостном объеме внешней торговли Беларуси. И все же, по оценкам Национального статистического комитета, 492 млн. долларов в январе — апреле этого года наша страна недобрала по сравнению с началом 2013 года из-за падения стоимости экспорта ввиду снижения цен на внешних рынках. Компенсировать этот пробел каким-то образом придется: либо увеличивая физический объем экспорта, либо ужимая импорт.

Вполне понятно, что первое — предпочтительнее (хотя и сложнее). Поэтому понятны слова Петра Прокоповича: «Никто не будет указывать торговым объектам, держать долю импорта в 85 % или в 15 %. Однако мы должны создавать такие условия, чтобы белорусские товары становились более качественными и конкурентоспособными». Заместитель премьер-министра при этом считает, что следует ужесточить условия поставок из-за рубежа. По его словам, импортные товары пользуются в Беларуси привилегированным положением. «Предприниматели их ввозят без оформления и уплаты таможенных пошлин, в результате чего иностранная продукция оказывается дешевле отечественной. Мы должны переломить сложившуюся ситуацию, тогда конкуренция станет нормальной».

Петр Прокопович считает, что даже 15 % — достаточная доля импортной продукции для белорусского рынка, позволяющая достигнуть идеального взаимодействия. «Без импорта нельзя. Мы должны иметь образцы зарубежных товаров, чтобы знать, на что ориентироваться, — пояснил он. — При этом необходимо сделать все возможное, чтобы торговые сети пытались взять на реализацию как можно больше белорусских товаров. Белорусская продукция конкурентоспособна, и я уверен, что отечественные предприятия могут предложить достойную альтернативу». Он также заявил, что видит повышение интереса к белорусскому потребительскому рынку со стороны отечественных малых и средних частных предприятий, которые все активнее вступают в конкуренцию.

Таким образом, стало ясно, что, обозначив свою линию на внутреннем рынке, правительство не станет проводить ее директивно, а будет использовать гибкие, но надежные рычаги регулирования, все больше учитывая голос бизнеса — и торговли, и производственников. А на каждом белорусском предприятии есть смысл подумать о своем более деятельном участии в конкурентной борьбе за рубли отечественных покупателей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter